Альпклуб МАИ

Главная / очерки / ...

Эльбрусиада МАИ, июль-август 2010г.
Дневник ветерана

Автор: Анатолий Янцевич
Фото: Анатолий Янцевич, Мария Сдобникова, Виктор Ершов

25.07.2010г.
Прибыли в Невинномысск рано утром. Добрались до Черкесска. Дождались открытия рынка и закупили много продуктов, К нам присоединились Андрей Африн из МЧС и наш гид и Витя Ершов, как бы инструктор для новичков. Нас 16 чел.

До Хурзука дорога приличная. Далее 28 км до нашего лагеря - дорога для вездеходов. Наш лагерь находится в безлесной зоне на травянистой поляне у реки выше всех остальных построек и палаток. В 300-х метрах ниже нас - кош (овцы, коровы, яки, лошади). Чабан Володя вроде как главный в Ущелье. Земля взята в аренду и надо немного платить.

Электричества нет. Связи нет. Ягод нет. Грибов нет. Зато есть горячий источник (18 град), куда приезжает лечиться всякий народ.

Есть домики МЧС, пока пустые. Километром ниже нас - подобие гостиницы и магазинчик. Есть какие-то палатки «Альпиндустрии» с народом. Приезжает спортивный немногочисленный люд путешествовать рядом с Эльбрусом.

Видна западная вершина Эльбруса. Погода солнечная. Очень тепло.

На поляне полно сурков. Под нашей палаткой в норке тоже живет сурок - наглый и любопытный воришка.

26.07.2010г.
Поляна называется Битюк-Тюбе. Высота над морем 2600 м. Наш состав. Новички - 3 мальчика и 4 девочки. Мальчики хорошие, девочки - 50 на 50. Вместо инструктора гид Витя.

Разрядники - 3 мальчика и 2 девочки. Группа пестрая. Вместе не ходили. Объединились для Эльбруса. В спортивном плане руководство взял на себя гид Андрей.

Ветераны - 2 мальчика. Замкнуты друг на друга и почти самодостаточны. Сами определяют свои планы и взаимодействуют с остальными. Женя не был в горах 20 лет и это бывает заметно. Но он этого не чувствует и дает советы иногда из прошлого. Толя моложе и перерыв меньше, и, наверно, ему должно быть легче. Но он этого тоже не чувствует. Главное что ветераны имеют полную автономию, взаимную поддержку и взаимное доверие.

Хозяйственный руководитель - Маша Сдобникова. Авторитетна. Говорит всегда спокойно и певуче. Народ слушается. Назначила в этот день дежурными самых опытных (или тех кто ближе стоял) - ветеранов. И добавила для передачи опыта двух девочек из новичков, которые тут же заныли, что готовить не умеют, хотя имеют по 25 лет от роду. Ветераны с девочками справились.

После завтрака состоялась акклиматизационная прогулка на ближайший холм в сторону Эльбруса до высоты 3200-3300 м. Просматривались подходы к горе.

По прежнему жарко. Даже ночью в палатке хочется вылезти из спальника.

27.07.2010г.
День третий. Расслабляться нельзя. У новичков занятия на снегу. Разрядников тоже потащили на снег. Зачем? Может для компании. Ветераны самостоятельны и определили для себя тренировочный выход в сторону Эльбруса подальше и повыше.

Завтрак в 8-00, Общий выход назначен на 9-00, Реально вышли в 10-00.

Наши с Женей неопределенные желания достичь высоты 3900. Это огромное плечо под скалой Утюг. Это место последних теплых ночевок на камнях. Дальше снег и лед. Перепад высот от базового лагеря 1300 м. Троп нет. Мы в этом направлении идем первые, значит, стараемся выбирать оптимальный путь. Решили идти вдоль реки вверх по течению. Там, где река прижимается к крутым обрывистым берегам, приходится становиться скалолазами. В одном месте когда уперлись в отвесные скалы пришлось переправляться на другой берег реки. Во время переправы появилась первая потеря. Бурный поток унес одну лыжную палку. Моментально и безвозвратно. Потом были другие переправы, подъемы, спуски, как того требовал рельеф. За 4-5 часов мы подошли к началу осыпного гребня, выводящего на плечо под Утюгом. Высота здесь 3500-3600 м.

Это был наш предел на сегодня. Мне стало трудно идти. Отдыхая каждые 50м, я не мог надышаться. Не хватало воздуха. Пока я отдыхал и готовил чай, Женя организовал заброску из всего затащенного снаряжения. Аппетита никакого. Но чай с аскорбинкой пить можно.

Спускаться начали через 1.5 часа. Силы на спуске вернулись и через 2.5-3 часа мы вернулись на поляну. Погода по-прежнему жаркая и прохладная одновременно.

Вечером посетил разрекламированную баню, которая на деле оказалось помывочной. Греешь на печи воду и поливаешь себя. Поливал себя безостановочно почти 2 часа. Удовольствие и даже кайф получил. И всего за 50 руб.

28.07.2010г.
Сегодня все уходят на акклиматизацию с двумя ночевками на высоте. Мы с Женей планируем ночевать на плече под скалой Утюг на 3900 и затем еще выше на 4200. Все остальные планируют ночевать на 3500 и затем на 3900. Собирались выйти в 9-00, но опять вышли позже.

За питание в нашей группе в порядке инициативы отвечаю я. Женя согласен. Стараюсь собрать то, что не противно будет вкушать. Долго соображаю, брать ли баночку пива. Беру.

Хотя снаряжение в заброске, рюкзаки все равно не легкие. Тащим две легкие палатка для 3900 и 4200, бивачный инвентарь, еду для нас и для Берковича и Горбачева по договоренности.

Маршрут до нашей заброски на 3600 известен и, потея, дошли. Вчерашней одышки нет. Здесь отдохнули с чаем 1 час и полезли по осыпному гребню на плечо под Утюгом. Заброску почти не трогали, итак тяжело. Волюнтарист и романтик Женя предложил, что завтра утром он легко спустится за заброской. Ха-ха-ха.

На плечо под Утюгом лезли еще 2 часа. Вылезли. Отдышались. Встретили трех бодрых финнов. Тоже хотят на Западную вершину. Поставили рядом с ними свою палатку. Ни есть, ни пить не хочется. А вот пива хочется. Распили маленькую баночку. И случилось чудо. Пиво спровоцировало аппетит. Прекрасно поужинали гречкой с тушенкой и помидором.

Все остальные остановились на 3500. Теплая ночевка. Много места. Вода рядом. Мы сверху прекрасно видим их лагерь. У нас тоже много места. Мы использовали готовое место на мелких и теплых камушках. Зато наша палатка просто чудо. С такими ходят за грибами, когда нет дождя. И створки не закрываются. Зато палатка дорога Жене. Хорошо, что ночи не дождливые.

Спать легли рано. А уснуть долго не удавалось. С Утюга спускается ледник и по нему начали лететь камни. А так как все это рядом, то я лежал и ждал, когда же до нас долетит. Причем вечером камнепада не было, а как только легли, он начался.

29.07.2010г.
Утро замечательное. Солнечное. Теплое. Ночной кошмар в виде камнепада прекратился. Мысли, что надо прогуляться за заброской по осыпному склону туда-сюда 3-3,5 часа вслух не высказываются. На что-то надеемся. Может на чудо. С удовольствием чем-то позавтракали.

В 9-00 состоялась плановая радиосвязь с основными силами. Так вот, эти самые силы вышли с бивака 3500. При этом планы у этих сил поменялись. Разрядники и новички уже не собираются ночевать на 3900, поэтому поднимаются в нашем направлении без тяжелых рюкзаков. Имеют только снаряжение для предполагаемых занятий. Цель разрядников подняться к нам на 3900 и затем подняться еще выше на 4200, где начинается снег и лед, чтобы позаниматься и оценить дальнейший путь. Новички поднимаются в надежде увидеть лед и поучиться ходить на кошках. На наше пожелание захватить с собой наши вещички из заброски ответили согласием. Спасибо. Чудо свершилось.

Финны тоже собираются на 4200. Группа интересная. 3 человека. 2 финна 18 лет назад были россиянами. Поэтому русский язык для них родной. 1 финн - настоящий финн, по-русски не понимает. Все время молчит. Экипированы как горовосходители отлично. Имеют качественные цветные фото маршрута на Западный Эльбрус из Интернета. 2 русских финна здоровы, бьют копытом, и рвутся на вершину. Настоящий финн щуплый, молчит, и о боевитости его настроя ничего сказать не могу. В целом финны прут как бульдозер.

Примерно в 11-30 подошли разрядники. Принесли наши каски, железки, веревки и прочее. Еще раз спасибо. Новички слабее и отстали. После отдыха с чаем разрядники ушли выше. Финны тоже ушли. Новички с гидом собрались на 3900. Отдохнут и пойдут выше.

У нас с Женей появилось наше снаряжение, и мы тоже готовы выходить. Рюкзаки опять получились хорошенькие. Вышли. С ночевок 3900 надо150-200м подняться к скале Утюг и затем продолжительно подниматься по осыпному склону вдоль отвесных скал Утюга. Возможно падение камней сверху.

Подошли сбоку к краю снежно-ледового склона. Экипировались. По перилам, подготовленным разрядниками, поднялись на сам склон. Разрядники уже нагулялись, осмотрелись и начали спуск вниз. Часть снаряжения и все веревки оставили под Утюгом в месте выхода на лед. Новички, не успев подойти к склону, получили указание также спускаться вниз. Они даже не потрогали лед. А как же идти на восхождение?!

Мы с Женей остались почти одни. Вскоре обнаружили финнов. Их палатка стояла на льду в нижней горизонтальной части склона. Это ночевки 4200. Спустились к ним. Встретились как старые добрые знакомые. Недалеко от финнов на скалках обнаружили несколько площадок на мелких теплых камушках. Решили ставить палатку здесь.

Осматривая снежно-ледовый склон, показалось, что наверх на плато 4500 лучше выходить через центр ледопада в верхней левой части склона. Совсем не так как описано в путеводителях и показано на фото из Интернета. Захотелось туда подняться и посмотреть вблизи. Когда отдохнули, вышли на разведку втроем. Я и 2 русских финна. Настрою финнов, их заряженности на восхождение можно позавидовать. Поднимались с веревкой, сколько успели до 20-30 вечера. Стало понятно, что вариант через центр ледопада предпочтительней во всех отношениях. И безопаснее. В 21-00 спустились к палаткам.

Разведка также показала, что бравые финны практически ничего не умеют делать на льду. Ничего! И они это поняли сами. И амбиций, не обеспеченных знаниями и опытом, поубавилось. Финны сделали для себя правильный вывод. А наши новички тоже ничего не умеют на льду, только все решают не они сами, а их руководители.

Пока мы гуляли, Женя поставил палатку - конкретно для меня. Для себя же облагородил место для спанья рядом с палаткой. Наверно на подсознательном уровне он прав. Все едино на высоте 4200 м как спать, или на камнях под открытым небом, или в смешной палатке с "марлевой" крышей и без створок. Но наши палатки чересчур критиковать, а тем более ругать я не буду. Мы провели в этих замечательных палатках целых 3 ночи. И, видимо, мы достаточно желанные гости на Эльбрусе, т. к. капризная и непредсказуемая погода в горах не стала нас испытывать на слабость духа и промокаемость тела. И все-таки на ночь Женя перебрался в нашу чудесную палатку. Ночь предполагала быть благоприятной.

30.07.2010
Утро опять замечательное! Никаких неудобств, связанных с пребыванием на большой высоте. Солнце рано осветило окрестности и нашу веселенькую палатку, поэтому тепло и комфортно. Мы выполнили свои планы и ночевали на 3900 и 4200. Теперь можно вниз в базовый лагерь. Палатку мы должны оставить на 4200 с запасом продуктов и газом.

Финны вчера сделали правильный вывод, и сегодня тоже торопятся вниз. Они поняли, что спускаться надо с нами вместе, тем более что необходима страховка на некоторых участках склона. Они решили продолжить путешествие вокруг Эльбруса. Может даже надеются найти более легкий путь подъема на вершину с севера.

Финны дождались окончания наших с Женей сборов и все вместе мы двинулись в обратный путь. Чтобы спуститься со льда на осыпной склон под Утюгом организовали перила. Все спустились. Я остался последним. Хотел спуститься с нижней страховкой, но почувствовал себя на льду неуютно. В итоге спустился на двойной веревке с продергиванием веревки, оставив на верху ледобур с карабином, раньше себе такого не позволял.

Задержались на 3900. Проверили консервацию здешней веселенькой палатки. Также оставили запас продуктов, снаряжение, газ.

До базового лагеря добрались за 3-4 часа. В лагере столпотворение и много новых палаток. Из Узункола приехали участники сборов. Девушек больше половины. На "девятке" прикатили ветераны Володя Горбачев и Юлик Беркович. Теперь их машина стоит около продуктовой палатки, а они, не теряя драгоценного времени, сразу ушли на прогулку. Всего нас больше 30 человек. Продуктовая палатка, она же столовая, стала тесной. Присутствует конкретная неразбериха. Организованное дежурство кончилось. Спасение голодающего - дело рук самого голодающего. Но в этом проблем нет. Продуктов достаточно и инициатива только приветствуется.

Планы старожилов лагеря понятны - завтра день отдыха. Вновь прибывшие как будто маются от неопределенности своих планов. Волков Миша еще не поднялся и, значит, конкретных указаний нет.

Наконец, ближе к ночи, прибыл Волков. Сразу распорядился - нечего валять дурака, а надо готовить к завтрашнему выходу на восхождение. Получается как монголо-татары, налетели, погалдели и полетели дальше.

Мы с Женей сегодня еще успели принять местные горячие минеральные ванны.

Вечером с прогулки вернулись Беркович и Горбачев. Они в самой невыгодной ситуации - надо успеть акклиматизироваться, а времени почти нет. Поэтому завтра они тоже уходят вдвоем.

А у нас День Заслуженного Отдыха.

31.07.10г.
Утром наш лагерь поредел. Волков Миша, Машенин Андрей и все вновь прибывшие сняли палатки, собрали рюкзаки и ушли. Резкие телодвижения Волкова мне стали понятны позже - Миша должен улететь в Москву раньше всех, и он должен торопиться с восхождением. А значит, и все узункольцы подстраиваются под него. Собираются за 2 дня подняться на плато 4500 и оттуда идти на вершину. А в этот день они дошли до 3500 - 3600 и там остановились в разных местах. Вместе с узункольцами приехал Русаков Миша. Он полностью автономен и мобилен, ни в одной группе не записан, дружит со всеми и контролирует всех. Так резко двигаться, как Волков он не хочет, а потому работает по своему разумению. Беркович и Горбачев тоже ушли наверх, но не на восхождение, а на акклиматизацию. Их задача поспать на высоте 1 ночь и спуститься в базовый лагерь. Перед выходом мы обсудили с ними наше будущее взаимодействие и предложили переночевать на 3900 в нашей веселенькой палатке.

Когда все, кто должен был уйти, ушли, оставшиеся приступили к заслуженному отдыху и легкой неутомительной подготовке к своему выходу. Мы с Женей опять посетили т.н. горячие источники.

Обед задерживался. Да и дежурство себя как бы изжило. Маша Сдобникова показала пример, как действовать если хочется кушать. Она предложила практический рецепт fastfood. Объединяются 2 человека - это оптимально. Берется сковорода. Нарезаются 6 ломтиков сырокопченой колбасы. Берется 1 помидор и тоже режется на ломтики. Все это жарится на сковороде. Заливается четырьмя яйцами и дожаривается. Добавляется измельченный чеснок. Яичница готова. Так как сковорода на кухне одна, то быстренько образовалась очередь. Каждая пара повторяла Машин рецепт один к одному. Затем кто-то добавил посыпание измельченным сыром. Моей парой был Женя Киреев. Если такого обеда было недостаточно, не возбранялось индивидуально открыть баночку горошка или кукурузы. Мне и кукурузки оказалось мало, поэтому пришлось пожарить еще и картошечки.

Примерно так прошел день отдыха.

01.08.10г.
С утра весь базовый лагерь проснулся раньше и собирается на генеральное восхождение. Разрядники и новички должны подняться на ночевки 3900. Две девочки из новичков выбыли и тоже собираются, но только вниз. Горы их не приняли. Мы с Женей Киреевым хотим подняться на 4200, где нас ждет оставленная палатка.

Волков, Машенин и их группы с ночевок 3500 - 3600 собираются подняться до 4200 или до 4500, как пойдется.

Беркович с Горбачевым, единственные из восходителей, кто сегодня спускается в лагерь после ночевки на высоте. Их время восхождения еще не наступило.

Все запаслись продуктами на 4-5 дней. Нам с Женей проще, мы уже затащили в наши высотные лагеря столько еды, что можно не перегружаться. Зато в этот раз с нами настоящая палатка для снежных гор. Мы должны занести ее для себя на 4500 и затем там оставить для Берковича и Горбачева.

Погода хорошая. Рюкзаки не обременительные. Это для нас третий выход наверх. Где-то на высоте 3700 встретили спускающихся Берковича и Горбачева. Состоялась трогательная и полезная встреча. Еще раз обговорили взаимодействие, которое в основном заключается в том сколько скарба, продуктов и проч. нам с Женей надо оставить для них наверху, чтобы облегчить их будущее восхождение. При этом выслушали от высотника Берковича все, что он думает о нашей палатке, оставленной для них, в том числе на ночевках 3900, Юлик образно описал, как в этой промокшей насквозь палатке плавают оставленные вещи и продукты. По-моему, Юлик не до конца понимает романтики горных походов. А может, мы с Женей что то не понимаем, или слишком самонадеянны.

Вылезли на ночевки 3900. Встретили Мишу Русакова. Похоже, он здесь устроился давно, хорошо и надолго. Место солнечное, теплое, мелкие камушки, есть вода, в меру безопасно. Миша полулежа расположился в нише под камнем, готовил здесь чай и постоянно поил всех приходящих и уходящих. Как раз перед нами он проводил наверх Волкова, Машенина и иже с ними. Мы тоже приложились к чаю, чтобы не обижать хозяина. Затем привели в порядок нашу местную палатку, вид которой почему-то привел в уныние Берковича.

Чуть позже подошли остальные - группа поддержки (это разрядники) и новички. Они свой переход на сегодня закончили.

Нам же предстояло подняться еще выше до следующего нашего промежуточного лагеря. Пообщались с вновь прибывшими, не поддались на уговоры Маши Сдобниковой остаться здесь, собрались и вышли.

Когда, траверсируя, обошли Утюг и выходили на лед, впереди вверху наблюдали Волкова и Кº. Они решили не останавливаться на 4200, а идти дальше на плато на 4500. Половина их большой группы уже скрылась за перегибом, а остальная половина растянулась на перилах в верхней части снежно-ледового склона, там, где имелся логичный проход через ледопад.

Мы без проблем добрались до нашей законсервированной палатки.

Этой ночью Женя Киреев уже не помышлял «бомжевать» на улице, и мы удобно устроились. А главное у нас был с собой коньячок и лимон. Прикладывались три раза, но понемногу. Для меня самый приятный момент, когда коньяк закусываешь долькой лимона. Блаженство непередаваемое. Уверен, что в Москве это недостижимо, но попробовать надо.

Палатка по-прежнему не закрывается. Погода по-прежнему благоприятная.

2.08.2010г.
Как приятно просыпаться на высоте 4200м, когда вокруг светло, тепло и солнечно. И не надо рано собираться. Мы не торопимся. У нас есть запас по высоте, поэтому выжидаем, когда подойдут снизу разрядники и новички и организуют перила. А мы на все готовенькое.

Ну вот, дождались. Можно покидать наш промежуточный лагерь

Всего было навешено 5 - 6 перильных участков там, где накануне прошли Волков, Машенин и Кº. Нижние участки были не крутые, и перила больше нужны для удобства подъема и нелишней страховки. Зато в верхней части склона были участки крутого льда и жюмар использовался очень кстати. В точках перестежки разрядники из группы поддержки следили за новичками, чтобы у последних не было стресса от обилия льда. Впереди работал гид Андрей, замыкал колонну гид Витя. Мы с Женей тоже влились в этот небыстрый перильный паровоз.

За крутым участком льда начиналось выполаживание, несклько закрытых и открытых трещин и огромное снежное плато. Еще ~ 300 метров и палаточный лагерь. Это ночевки 4500. Людей нет. Как оказалось, вместо предполагавшегося восхождения, обитатели лагеря решили отдохнуть после утомительного подхода, прогуляться наверх и, возможно, подготовить ступени для следующего дня.

Пока вновь прибывшие подходили и ставили свои палатки, со склонов Эльбруса спустились "местные". Вид довольный, состояние бодрое - значит прогулка удалась и к восхождению все готовы.

Мы с Женей тоже поставили свою настоящую высотную палатку - теперь мы как все.

Яркое солнце и снежные поля создают такие световые потоки, что быть без солнечных очков невозможно.

Удивила насыщенность снега водой. Снег совсем не похож на мокрый, тем не менее даже одного наполнения котелка снегом хватало чтобы натопить много воды.

Ближе к вечеру совершили вдвоем часовую прогулку вверх - как учили мудрые высотники, такие как Юлик Беркович.

На ужин Женя опять достал флягу с коньяком и лимон. Вчерашнее вечернее застолье уж больно понравилось. В этот раз прикладывались по четыре раза и тоже понемногу и с обязательной долькой лимона. При этом сожалели, что с такими темпами для Берковича и Горбачева может ничего не остаться. А ведь предполагалось, что фляга будет общей.

К ночи сильно похолодало - это уже настоящий Эльбрус. Решили, что ботинки должны тоже ночевать в спальниках.

Завтра ранний подъем.

3.08.2010г.
Выход с бивака 4500м назначен на 4-00. На дворе ночь и впервые очень холодно. Наконец-то пригодятся все теплые вещи. Группы уходят на восхождение по готовности. И, в целом, время выходы выдерживается. Свечение налобных фонарей выдает в темноте бесшумное и еще сонное движение растянувшейся колонны людей. Светает быстро, но солнце появится не скоро – все-таки это западный склон и тепло задерживается. Западная вершина смотрится почти рядом. Силы у всех разные и колонна сильно растягивается. Комфортный темп для последней группы из 14 человек задает гид Андрей Африн.

Примерно через 2 часа подъема видно, как от ночевок начинает резво поднимать черная точка – это Денис Березовский. Здоровье позволит ему легко догнать и перегнать почти всех.

Выход на вершину растянулся на несколько часов, последний участник достиг высшей точки в 9-40. В этот момент на вершине толпились, галдели и фотографировались примерно 15 участников сборов. Напротив высится Восточная вершина Эльбруса и какие-то люди на ней. На все, про все 30 минут и вниз.

На спуске Женя Киреев вдруг вспомнил про огурец, который бережно хранил много дней с целью занести на вершину и употребить. Пришлось торжественно съесть тут же, угощая всех кто оказался рядом.

По раскисшему снегу путь до ночевок занял 2-3 часа. Появилась заметная усталость. На ночевках жарко и душно по причине обилия солнца, снега и полного безветрия. Яркость зашкаливает. Удалось немного вздремнуть в палатке.

На ужин – ставшие традицией коньяк и лимон. Стало ясно, что Берковичу и Горбачеву не останется. Для себя договорились считать, что они большие спортсмены и алкоголь им противопоказан. Зато продуктов для них насобирали предостаточно – добрых людей много и многие хотели что-нибудь оставить.

Завтра опять ранний подъем.

4.08.2010г.
Сегодня надо спуститься в базовый лагерь.

Первыми, еще в темноте, собрались и ушли вниз Волков, Машенин и Кº. Остальные вышли позже и подошли к перильным участкам, когда предыдущая группа их освободила.

Мы с Женей после перил спустились к ночевкам на 4200, чтобы забрать палатку. Пока собирали лагерь, все остальные восходители прошли участки перил и спустились дальше на скальную осыпь под Утюгом. Мы тоже двинулись в том же направлении. На осыпи под Утюгом встретили, поднимающихся вверх Берковича и Горбачева. Пообнимались, снабдили необходимым снаряжением и советами, забрали лишний килограмм сахара у Берковича и с взаимными пожеланиями разошлись.

На 3900 пейзаж трехдневной давности с Мишей Русаковым в центре, в нише под камнем. Чая и бутербродов с красной икрой хватает всем проходящим мимо. Народ потихоньку отваливает от хлебосольного стола и торопится вниз. В какой-то момент из Мишиного рюкзака достается 1л вина, но время упущено – на ночевках осталось три человека: Миша Русаков, Женя Киреев, Толя Янцевич.

Собрав все оставшиеся вещи, в том числе сняв ветеранский промежуточный лагерь, мы уже втроем двинулись в базовый лагерь.

В лагере полный расслабон и начальные признаки эвакуации.

Вечером состоялось торжественное построение личного состава экспедиции. Миша Волков толкнул речь и раздал дипломы-сертификаты, подтверждающие восхождение на Эльбрус с указанием времени выхода на вершину каждого участника. Любопытно – кто же был судьей-хронометристом? Насторожило, когда Волков объявил спортивные планы выполненными и сборы закрытыми. А как же Беркович и Горбачев? Они же еще не спустились. Наверно Миша слишком уверен в их силах и нисколько не сомневается авансом в их возможностях!?

Затем были шампанское и праздничный ужин.

5.08.2010г.
Наш лагерь слегка обезлюдел. Рано утром Миша Волков и примкнувшие к нему покинули сборы в направлении домой.

Оставшиеся просыпались медленно. В 9-00 по радиосвязи Володя Горбачев сообщил, что он, не доходя до вершины по причине резкого нездоровья, начал спуск. Также сообщил, что Беркович сильно отстал и поднимается медленно. Такое развитие событий на склоне Эльбруса насторожило. Оставалось ждать следующих сеансов связи.

Имело место тревожно-безмятежное настроение. Тревожное – из-за неясной ситуации на Эльбрусе. Безмятежное – так как предстоял день отдыха и никаких планов в отсутствие старшего тренера. Кто то ушел гулять по окрестностям, кто то по гостям. Гиды пошли искать новых клиентов. Маша Сдобникова выделила много денег на закупку на коше двух баранов. Проявился практический интерес к играм в шахматы и домино и прочим коллективным забавам. В шахматах сразу определились два мастера – Киреев и Русаков, снисходительно смотревшие как остальные только и умеют передвигать фигуры.

Наконец пришли сообщения с Эльбруса. Ребята находятся на ночевках 4500 и собираются здесь ночевать. При этом Беркович, как упрямая черепаха, все таки дотопал до вершины. А в том, что Горбачев вершины не достиг, виноват Волков Миша – не надо было раньше времени объявлять сборы закрытыми.

На ужин было много мяса из тех самых баранов, закупленных и приготовленных на коше. Жаль только, что картофель на складе уже закончился – поэтому шурпа была без картошечки.

6.08.2010г.
День последний (или крайний). Осталось дождаться двух восходителей, подъесть оставшиеся продукты и все – праздник кончится.

Женя Киреев и Миша Русаков решили не отсиживаться в лагере, собрались, прихватили шахматы и ушли наверх навстречу спускающимся восходителям, уверенные в том, что их помощь лишней не будет. Инициатива, достойная уважения.

… ближе к вечеру начался дождь, наверное первый за две недели пребывания на поляне. Во время дождя в лагерь вернулись восходители и инициативная группа поддержки. Горбачев был бодр и полон сил, не смотря на неудачу при восхождении. Беркович выглядел усталым, но счастливым.

Вот именно теперь спортивные сборы можно закрывать.

P.S.
Я очень рад, что Миша Волков признал во мне ветерана и пригласил на эльбрусиаду-2010, проводимую альпклубом МАИ. Получилось посмотреть на альпсекцию МАИ сегодняшнюю. Состоялось знакомство с красивым горным районом – Эльбрус с запада, посещаемым только гурманами. Природа подарила две недели солнечных дней (что было явным излишеством). Замечательная организация самих сборов. Наконец, сложилось массовое восхождение на Западную вершину Эльбруса по маршруту, которым ходят не часто. Гора нам благоволила, а ведь известно, что Эльбрус может быть очень коварным.

Эти две недели были как праздник. Мне исключительно повезло, что моим напарником в течение двух недель был Киреев Евгений Макарович, Женя. Имея многолетнее знакомство, мы впервые надолго оказались в одной связке. Справедливости ради надо вспомнить, как в 1979г мы с Женей случайным образом пересеклись в альплагере «Шхельда» и в двойке сходили на траверс вершин Ирик-чат (3А к.тр.). Но это был всего лишь эпизод, после которого мы в горах больше не встречались. А значит я не смог его увидеть и узнать, как узнал за эти четырнадцать дней. Ходить с Женей в одной группе – это уже праздник. Надежность, скромность, порядочность, желание делиться личным опытом, постоянная готовность взять на себя любую работу, внутренняя потребность помогать, умение быть настойчивым и при этом избегать ненужных споров - это качества Жени. Качества, которые он пронес через многочисленные туристские походы и альпинистские восхождения. Женя был самым старшим на сборах, но по непоседливости и азарту его можно смело причислить к молодым. Его спортивные намерения в начале сборов, пока мы еще не поняли своего физического состояния и не почувствовали влияния высоты, содержали здоровый юношеский максимализм. Женя много лет не был в горах. А когда вновь попал, то оказалось, что здоровья, сил и опыта достаточно, чтобы быть примером для других. Подбирая слова, хочется сказать, что ходить с Женей легко и комфортно. Все наши решения были общими, споры исключались, а особые мнения (если они были) ненавязчиво высказывались.

Подтвердилась истина – главное в альпинизме не горы, а люди. Такие, как Киреев Евгений Макарович.