Альпклуб МАИ

Главная / очерки / ...

10 дней моря и скал

Автор: Вера Тарасова

Я возвращаюсь к трудам и заботам
И отрекаюсь от сосен и скал
Ради копейки, зеленой от пота,
Ради горбом нажитого куска

В этом году майские праздники в Крыму не очень баловали погодой. И дождик, и туман, и холод. И сжигающее кожу солнце на маршруте.

Но наша палатка стояла под навесом, и четыре спальника на троих в двухместной палатке обеспечивали уютные вечера и теплые ночи.

Начались приключения 27 апреля, когда в честь освобождения вагона поезда от шумных и весьма плохо пахнущих соседей в Орле мы дали первый концерт. Состоял он из трех песен Ромы ВПР (на большее не хватило 10 минут стоянки), в ходе которого в трогательно лежащую у ног Ильяса каску накидали целых 18 рублей. Гитарист самозабвенно бил по струнам, я - по барабану, а обаятельный Лева - по чувствам окружающих нас дам.

В поезде

Следующий концерт был дан в Симферополе на троллейбусной остановке. Самым важным делом в этом городе было нахождение музыкального магазина и покупка первой струны, которая радостно лопнула в поезде. Местные жители были очень забавны. 80% из них вообще не знали о существовании подобных торговых точек, остальные 20 направляли нас в диаметрально противоположные стороны. После полутора часов скитаний по набитым веселыми пенсионерами троллейбусам мы все-таки получили некую ценную наводку, и с радостью купили комплект струн. Обменяли чутка денег, закинулись борщом в столовой и уселись в долгожданный 51 троллейбус Симферополь-Алушта, который довез нас до остановки "Сосновка", откуда начинается тропа, ведущая на плато Чатыр-Дага к пещерам.

В троллейбусе

Добрая бабушка, живущая возле дороги, указала нам путь широким взмахом руки куда-то даааалеко в горы. Преодолев, по ее словам, один хороший мостик и один плохой, мы начали подъем.

Собственно, эта панорама сделана Левой. Вот так

Вообще, признаться честно, я не планировала идти ни в какие пещеры. Планы у меня были довольно размытые, но я скорее надеялась на поездку в Коктебель и Феодосию, а 1 мая - встречу с И&Л уже на открытии сборов. Но ребята строго заявили, что я еду с ними. Я хитро подумала: ну хорошо, черти, ваша взяла. Засяду в палатке где-нибудь в лесу, буду играть на флейте и медитировать, а вы дуйте в свои грязные холодные пещеры.

Но получилось все не так. Я начала ныть, что пора останавливаться и ставить палатку уже через 100 метров подъема на плато. Отличный лес, ручей, зеленые листья... На мое нытье не обращали никакого внимания, и часа через 2.5 мы поднялись на широченное плато, тут и там на котором были серели камнями небольшие углубления, которые, как оказалось, в большинстве случаев являются входами в пещеры.

Время от времени садились "подумать". А именно - потупить, поиграть на барабане и поржать. Уже наверху, на плато.

Шаманю солнышко

Палатку ставили в одном из таких углублений, только без камней и дыр вниз. Лишь забравшись в такое углубление мы получили шанс не быть сдутыми вместе с палаткой к чертям. Ветер на плато - ну вы себе представляете!

Концерт на плато :)

Ребята мои сразу же обвешались железом и угремели на юг искать приключений на свои жумары. Я осталась их терпеливо ждать на пригорочке, нюхая ветер.
Через полтора часа вернулись с горящими глазами, наперебой рассказывая об увиденной пещере. Я язвительно восхитилась их находке и предложила на боковую.

Они же гордо показали фотографию из пещеры, в которую спустились

На троих у нас было 3 литра воды (на два дня на все вместе), огурец, три помидора, 2 банки кильки и полбатона хлеба. И орешки! Последние спасали нас от голода на протяжении всех приключений. В итоге у Левы до сих пор от слова "орешки" явный рвотный рефлекс.
Ужинали двумя помидорами, огурцом и килькой. Зубы чистили одним стаканом воды на троих. Успешно!

Следующий день ходили по плато, искали пещеры. В две залезли (ребята в три), две платные продинамили, решив, что 60 гривен за вход - перебор. Мы что, не реальные что ли пацаны, чтобы платить за вход в пещеры?

Нельзя сказать, что совсем понравилось. Что-то захватывающее в этих спусках есть. Пробираешься все ниже и ниже, и становится интересно: что же там дальше? Хватит ли веревки? Протиснусь ли в эту щель? Будут ли силы подняться? Силы были, да еще как! Даже дождь, поливавший нас с рюкзаками, когда я вылезла из последней пещеры и ждала минут полчаса ребят, не убавил оптимизма.

Утро. Перед стартом.

Дорога к платным пещерам. Меня отправили дипломатом к кассам в надежде договориться как-нибудь нахаляву пролезть, а ребята не теряли время даром и пытались заработать денег.

Лева активно помогал другу. Жаль, слушателей особо не было. Мы были одни в радиусе нескольких километров.

Я вернулась довольно расстроенная, потому что меня не захотели пустить нахаляву :) Вход в Мраморную стоит 60 фантиков - не дело!

А ребята не очень-то расстроились, и сразу же нашли пещерку побесплатнее)

Вот они, герои!

Ну и я сбоку притесалась в одной пещерке

А вот спускаться с плато в тумане по мокрым камням и глине было не очень приятно. Наступаешь - а почва уходит из-под тебя, нога соскальзывает, и ты уже на пятой точке. Посадка в 51ый трамвай показалась великим счастьем!

Позирование в тумане

Очень четкие пацаны в тумане

План был такой: доехать до Алушты, переночевать на берегу моря, утром-днем двинуть в Судак. Первая радость ждала сразу по прибытию на побережье: чтобы найти более или менее безлюдное место на берегу, не заставленное ресторанами и причалами, пришлось час пилить по раскисшей дороге в сторону Рыбачьего, под дождем, конечно же. В итоге чисто интуитивно выбрались на территорию летней турбазы с отличными местечками под палатки, запихнули в себя любимых орешков и вырубились.
Утро встретило солнышком, шумом моря и прохладой. Мы спустились к воде, сделали зарядку и дыхательную гимнастику, сели кидать камешки и любоваться красотой.

На месте палаточного городка, где мы стояли, росла кальпаврикша. Она сушила наши промокшие за вечер вещи

Потом ребята пошли в город искать Леве шлепки, а я дала сольный концерт для сидящего на дереве птыца. К сожалению, мы не учли того, что после 5 вечера на побережье перестает ходить общественный транспорт, поэтому к тому моменту, когда мы добрались до какой-то остановки в Алуште, число маршруток на единицу времени стремилось к нулю. Местные жители радостно пообещали, что вот прям щас придет газЭль на Судак, а то и автобус. Протупив полтора часа на остановке и дав очередной концерт, мы по совету какого-то мужика поехали на автостанцию. Там с огромным счастьем узнали, что никакой транспорт до Судака из Алушты не ходит уже год, и единственный наш шанс - ехать через Симферополь. Много интересных выражений читалось в глазах у Ильяса...

Концерт на остановке в Алуште

В последний автобус до Симфера впихнулись за бешеные гривны. В последний из Симфера уже не смогли, так как он был прямо совсем-совсем последний, забит до отвала, а на станции толпилось еще человек 10, мечтавших уехать в Судак. Я очень долго бегала в поисках водилы, согласного нас отвезти меньше, чем за 100 фантиков в морды, в конце концов нашла за 60. В Судаке были уже к ночи, с помощью дружественных ольпенистов из Киева добрались до КСС и впихнули свою палатку где-то на проходе.

Сборы начались в 7.00 1 мая на остановке в поселке Уютное. Радостные выспавшиеся лица, яркое солнышко мелкий дождик, постоянно названивающий Витенька, пробежка и зарядка, первые занятие на скалах. Впервые за несколько дней пришлось разлучиться с мальчишками, и это казалось жуть как непривычным и неприятным.

Но мы всегда расставались, чтобы встретиться вновь)

Первый день мы лазили три трассы 5б с Дашей, Петей и Настей. Сразу же решили вместе ходить на маршруты. Лазили мы еще два дня, причем 3 мая было убойным: все трассы казались ерундой, и даже 6а и 6а+ вылезлись без особых проблем.

Первые занятия

Ильяс радостен

На 4 мая была запланирована Гребневая Двойка. Пока добрались до начала маршрута, пропустили вперед себя целый паровоз из двух команд человек по 8-10. Ждали начала движения часа 3, и потом на каждой станции еще по часу. Итог - последняя веревка под дождем, по мокрым скалам и без особого удовольствия. Маршрут совсем простой, но для первого опыта самостоятельного хождения в Крыму (я до этого была только на 1Б на Форосе новичком) - весьма и весьма. Вылезли в тумане, ничего уже не видно, и поспешили на спуск.

На маршруте. Вон у той сосенки вся наша компания )

5 мая в компании коллег по маршруту поехали в Новый Свет. Долго искали халявный вход в Заповедник, стояли возле охраны у кассы№2, втыкая в карту и недвусмысленно тыкая пальцами в некоторые удаленные от официального входа точки, потом под неодобрительным взором охраны удалились в направлении поселка и - yahoo! - конечно же, вышли в Заповедник без единого нарушения правил типа перелезания заборов.
Дождь не позволил нам дойти до Долины Ада, и решено было посетить тропу Голицына и Грот.

Собственно, Грот Голицына

Я решила по нему полазить - фигли, ольпенистка же!

Ну и как же не зайти в фирменный магазин шампанских вин? Зря в Крым что ль приехали?
Фото Настеньки.

Вечер провели втроем с Левой и Ильясом на вершине Болвана с бутылкой вина. Было очень здорово!

Выпустились на второй маршрут (точнее на два сразу).
В этот раз мы были умнее. В 6 вышли из Судака, в 7 были у начала Двойки справа. Очень легкий и быстрый маршрут, одолев который мы спустились вниз и заняли очередь на мультипитч Менуэт.
Вот этому можно посвятить отдельный пост...

Первую веревку (по мнению многих, самую трудную) решилась лезть Настя. Честь ей и хвала! Мне было стремно это проходить даже с верхней страховкой, а Настюха, пихая правда пальцы в шлямбуры и сопровождаемая по этому поводу грозными обещаниями быть отшлепанной стоящими внизу ребятами, претендующими на маршрут за нами, вылезла веревку и быстренько приняла меня. Вторая веревка была ни о чем, закончилась на огромной удобной полке. На ней пришлось провести больше часа, ожидая, пока пройдет паровоз впереди. Мы с Настей загорали, шутили и обсуждали ползущих по соседнему маршруту Львовцев, в то время как Даша с Петей висели на стене на следующей станции. Мне пришлось впоследствии провести на ней минут 20, принимая и выпуская дальше Настю, и я чуть с ума не сошла. Ни одной зацепки, висишь только на системе, все органы тела пережаты, жуть!

Но самым большим ужасом была веревка перед этой станцией, которую я решила лезть первой. Зеркала - это мой кошмар... Так сильно за свое здоровье я еще никогда не боялась. Понимаешь, что у тебя нет ни одной зацепки под руки, и единственный шанс спасения - подняться на ноге, которая, как ты чувствуешь, стоит плохо и сорвется, если ее нагрузить. В такие страшные для себя минуты я начинаю себя успокаивать вслух, убеждать в необходимости собраться с силами и спастись, ведь никто больше помочь не может. Цеплялась за жизнь всеми возможными способами, и радости от достижения заветных двух шлямбуров было очень много.

Четвертая веревка тоже была зеркалом, но куда более простым и приятным. Более положительный наклон позволял действительно идти в трение.

Последняя веревка, непростая по словам Даши и Пети, мне показалась просто раем по сравнению с этим жутким зеркалом. Я вылезла ее спокойно, приняла Настю, и вместе с остальными мы устроились с безветренной стороны на перекус.

Из опыта этого года могу сказать одно: на более сложные маршруты без френдов и камалотов идти не стоит. В тех местах, где закладки не помогут, лезущему с нижней становится действительно страшно. Учиться равновесию очень и очень полезно. И женская связка - это не для нашего уровня. Две девушки могут идти вместе лишь в том случае, если обе они уже имеют достаточный опыт восхождений и обладают недюжей физической силой. Начинать ходить нужно обязательно с ребятами, причем такими, которые позволят девушке хотя бы иногда лезть первой. Только так можно чувствовать себя в безопасности с одной стороны, а с другой - перестать бояться.

В дни отдыха ходили гулять по окрестностям города. Вот так Судак выглядит с высоты Болвана. Панорама, естессно, Левина.

Забрались на Генуэсскую крепость. Нелегально, конечно, по стеночке. Опять же, ольпенисты.

И пошло-поехало!

Фотки, Разумеется, с разных прогулок в крепость. Не всегда везло с солнышком.

А земля-то круглая, оказывается!

Внутри крепости

Так вот оно что, Кэп!

на 7 мая было запланировано восхождение для новичков. Разрядники разделились на несколько лагерей: кто-то пошел на еще один маршрут, кто-то - на скалы, кто-то собрался ехать в Коктебель на прогулку. Я сначала было присоединилась к последним, но вовремя поняла, что еще одного дня среди туристов и избитых достопримечательностей не выдержу. Развернулась, уехала, и весь день гуляла по окрестностям Уютного. Очень здорово мы загорали с Олей на камнях перед скалодромом, обсуждая все на свете. Не менее здорово было гулять под стенами Генуэсской крепости вдоль моря и сидеть на камне, слушая море. Никуда не торопиться. Никого не ждать. Просто смотреть на это счастливое место, на побережье Крыма, которое забрало себе мое сердце еще в том году.

Ребята на маршруте.

Вечером мы сидели с ребятами из ТК МАИ, тоже остановившимися после похода на КСС, под скалодромом, и пили вино, играли на гитаре, разговаривали. В этот вечер явно было слишком много вина и мало мозга, что привело к небольшой взаимной обиде в нашей неразлучной тройке. К счастью, все было решено на следующий день.

Уезжать было грустно. Спасала плохая погода и моросящий дождик, ведь покинуть солнечный Крым куда сложнее! В поезде трудами любимых мальчишек я обзавелась еще одной расточкой и фенечкой.

Как-то в этом году все было совсем иначе, чем в прошлом. Это и неудивительно, ведь новичковые сборы - абсолютно другое. Эта поездка вернула меня в альпинизм, подарила радость от скалолазания, которая совсем было исчезла в этом году. С огромным удовольствием я теперь пойду в Черепаху и бегать, и увижу всех.

Спасибо всем, кто сделал эту поездку незабываемой!

Еще пара фотографий Судака, сделанных ребятами из дружественной московской команды альпинистов.