Альпклуб МАИ
     
 

Главная / очерки / ...

Архыз
23.01.04 — 12.02.04

Действующие лица.

М:
Доронин Сергей Валентинович – МС, СБ, инструктор 1й категории, руководитель сбора, добрейшей души человек, далее ДС.
Ширнин Александр – участник сбора, завхоз, счастливый обладатель 3-го разряда по альпинизму(далее А) и автор сего произведения, далее Я.
Юрганов Александр – участник сбора, хранитель закона, счастливый обладатель 3-го разряда по А, напарник по связке Я, далее Шурик.
Григорьев Дмитрий – участник сбора, счастливый обладатель жены и 3-го разряда по А, ответственный за аптечку, далее Дима.
Измайлов Сергей – участник сбора, хорошее настроение сбора, счастливый обладатель звания новичка, напарник Димы, далее Серега.
Зудихин Евгений – участник сбора, курсант академии МЧС, специалист по спасению в ЧС, счастливый обладатель звания новичка, далее Женя.
Белянин Алексей – участник сбора, курсант академии МЧС, специалист по спасению в ЧС, счастливый обладатель звания новичка, напарник Жени, далее Леха.
Ангелов Петю(имя) Райков(отчество) – красный болгарский перец, далее Петю.

Ж:
Денисенко Надежда – участник сбора, дипломированный химик и последняя надежда сбора, счастливая обладательница 3-го разряда, далее Надя.
Юлдашева Татьяна – участник сбора, счастливая обладательница хорошего настроения и 3-го разряда по А, напарник Петю, далее Таня.
Миткова Галина – участник сбора, дипломированный философ, счастливый обладатель звания новичка, далее Галя.
Бычкова Ольга – участник сбора, специалист по Архызу, счастливая обладательница 3-го разряда по А, далее Оля.

Прочие:
Пограничники, туристы, местные жители, лесорубы, звери и птицы, горы и снег, небо и звезды, солнце и луна.

Ничего на свете лучше нету…
…или как перезимовать зиму.

Отчет в двух действиях
о горах, людях, снеге и прочих радостях жизни

Действие первое

Дни до…

Вот незаметно наступил 2004 год. На улице зима во всей своей красе(если зиму в Москве вообще можно назвать зимой). В городе специально обученные люди настойчиво убирали снег с улиц. Тем самым доставляли душевные и физические муки небольшой группе лиц спортивной ориентации, способных адекватно передвигаться только по пояс в снегу, в мороз и под большим рюкзаком. Отсутствие снега и скал пагубно сказывалось на душевном здоровье выше указанных лиц. Они и стали той малой частью Альпклуба МАИ, решивших перезимовать зиму. И они купили билеты до Черкесска, откуда дальше направятся в Архыз. Место зимовки выбрано не случайно, а с особым смыслом.
ДС, а по совместительству, наш инструктор, намеревался совершить первопроход на гору под названием Токмак в этом районе. Но в силу каких-то причин этот проект был отложен, и он уехал перед новым годом в Шхельду со сборами МЧС, где все-таки совершили первопроход на какую-то гору. Также была поставлена задача, провести сбор в автономном режиме (т.е. без кабаков, посторонних женщин и прочих привлекающих-отвлекающих факторов, обычно сопровождающих альпиниста в горах). Район был не известен, и составить представление, что есть Архыз, можно было только из рассказов многочисленных туристов, побывавших там летом. Плюс скудные описания составленные в результате Болгаро-Советской экспедиции в 1982 году. По этим описаниям в районе были и зимние категорированные маршруты. Отъезд был назначен на 23 января…

День отъезда (23.01)

Вот наступил долгожданный день, когда вся команда, нагруженная своими рюкзаками, собралась на вокзале. Там же встретили своих старых знакомых едущих в Шхельду. На самом деле "обычный" день, которого ждешь иногда полгода. Короче, попрощались с провожающими, получили от них гостинцы, погрузились в поезд и из Москвы долой.

Дни в дороге (23.01-24.01)

Сами знаете как все бывает.

День 1
приезд

Вот наконец мы на Кавказе. Славный город Черкесск только просыпался, а мы дружно перетаскивали свой вещи в автобус, который отвезет нас в станицу Зеленчукская. Там мы пересядем в Газ-66 заранее арендованный Ольгой, которая уже несколько дней жила у себя дома в Нижнем Архызе.
Еще мы узнали, что в станице завелся страшный вирус гепатита. Решили ничего не покупать, а то мало ли чего (правда, все-таки сожрали пирожных и шоколадок – есть очень хотелось). В Зеленчукской нас подобрал Газ-66, а мы подобрали в свою очередь Ольгу у железного мостика. И вместе покатили в лагерь. Дорогой обсуждали, какова вероятность заболеть гепатитом АБЦД, и каковы будут симптомы. В итоге решили, что Петю загнется первым, так как он съел больше всего пирожных, и попросили не дышать на нас (шутка).
Только доехав до лагеря и выйдя из машины, мы обратили внимание, что горы все-таки есть, кое-где. Места для жития, представляли собой двускатные домики с шестью койками и печкой буржуйкой. Нам выделили соответственно два домика. ДС, Я, Шурик, Серега, Дима и Ольга в одном, а Женя, Леха, Петю, Таня, Надя и Галя в другом. Началась нелегкая жизнь в лесу…
Первым делом пошли за дровами. Местный старец одолжил железный колун – цельнометаллическая штука для колки дров. Обнаруженный трактор на лесоповале вызвал интерес у слабой половины. Тем временем Петю и Леха вовсю ломали колун об огромные поленья, заранее напиленные добрыми лесниками. Женек даже сделал предположение о лесоповальном прошлом этих двух бойцов – так хорошо у них это получалось. Собрав все наколотое добро и отобрав у Петю колун, (он все еще надеялся его сломать) пошли разжигать печки. Раскидав вещи, часть народа прошлась по окрестностям, а часть каталась на горке неподалеку. На вечернем совете ДС сообщил, что завтра подход на первые (ближайшие) ночевки в Софийское ущелье. Больше даже не подход, а разведка и тропежка. Собирались сначала забросить часть вещей и оставить двух бойцов, что бы они сторожили от охотников вещи – Серегу и Диму. На том и порешили.

День 2
…или зачем нужен в горах компас…

…в горах компас ни хрена не нужен, если нет головы… Такой вывод сделала группа туристов, вернувшаяся поздно вечером в лагерь, потому что мы больше походили на туристов, чем на кого-либо еще. А дело было так.
Ранним солнечным утром(погода была отличная), часть команды и собака кавказской национальности вышли на подход. В лагере остались Таня, Надя, Галя и Петю. Уверенные в правильности выбранного пути мы пошли в лес. После полутора часового марша, когда все, что могло напоминать о тропе, исчезло, мы задумались, а верной ли дорогой идем, товарищи. Оказалось, что нет. Вернулись к домику лесорубов.
Там на вопрос: Куда идти?
Ответили: Туда!
И даже махнули рукой (как вы думаете куда) опять в лес. 3 компаса, 1 карта и 1 GPS были бессильны при такой категоричности заявления. И мы пошли. Попытки в течении 4 часов найти дорогу, по которой летом ездят Камазы, среди сугробов и бурелома не увенчались успехом. Да и река вопреки картам текла справа, а не слева, как полагалось. Все это было странно.
Решение переправиться через реку было единственным разумным за весь день. Немного поискав место для переправы, мы оказались… на той самой дороге, которую так долго искали. Все казалось отражением в зеркале.
Уже темнело. Еще через час мы оставили Диму с Серегой одних и повернули назад. Дорога назад заняла 2 часа (по дороге с колеёй). Только когда подошли к мосту, стало понятно, куда мы ходили. А ушли мы под Пшыш в сторону Абхазии, речка называлась также. И все стало на свои места.

День 3
…а на нейтральной полосе цветы…

Утром команда поделилась на части. Петю с Галей, Таней и Надей пошли помогать Диме с Серегой. А Шурик с Женьком пошли разведовать пути дорожки к ночевкам. Я, ДС и Ольга остались в лагере. В середине дня приехал погранец и сообщил, что всех повязали и ведут на заставу. Он требовал денег (штраф) за нарушения административного закона, но был послан за мандаринами, не на шутку разозленным ДС. Старлей развернулся и оскорблено удалился. Связались по рации с нашими нарушителями, выяснили, что их ведут по дороге вниз, и скоро мы их встретим. На мосту перед нами предстала следующая картина: наших альпинистов и московских туристов вели организованной толпой, под дулами автоматов, правда разрешали пить из речки и ходить в лес, по необходимости. Поговорив очередной раз с пограничниками у моста, так и не убедили их отпустить ребят, ДС и Женя пошли в Архыз, что бы выяснить, что происходит.
Шурик рассказал, что когда они ходили в Софийское ущелье, им встретился наряд, но документов у них не потребовали. Так Я, Шурик и Ольга остались в лагере ждать исхода всей этой истории. Потом из рассказов мы узнали, что придя на заставу они завалились смотреть телек, жевать приготовленные пирожки и ужин с туристами. Досмотр личных вещей ввел пограничников в некий ступор, поскольку невероятное количество вещей больших и маленьких с иностранными названиями тяжело укладывались в головах. Тем не менее они переписали все и всех, и отпустили.

День 4
…пограничники как есть…

В 6 часов злостные нарушители были доставлены своим ходом обратно в лагерь. Усталые, но бодрые духом, ввалились в домики. Вкратце поведали о событиях ночи, а Я и Ольга поехали в Черкесск за пропусками и регистрацией. В погранчасти города Черкесска нам охотно помогали. Офицер подробно рассказал о правилах пребывания в погранзоне, показал статьи административного кодекса. Он сказал, что сейчас пропуска нужны практически везде. И то, что нам рассказали в Москве, оказалось не верной информацией. Нас попросили дать списки участников с указанием мест пребывания и времени. Предусмотрительные туристы достали распечатанный список, а мы час переписывали 12 паспортов в четырех экземплярах на лавочке. Пропуска сделали за 4 часа. Попытка оформить регистрацию не увенчалась успехом, поскольку никто не знал, где ее делают.
Вернулись обратно к вечеру. Народ тем временем отдыхал и готовился к выходу.

День 5
подход

Вышли утром, традиционно прождав Петю. За три-четыре часа дошли до ночевок, которые назывались "Сырзавод". Переправились через реку и на поляне перед склоном стали ставить лагерь. Пока народ зарывался в сугробах, Я пошел на верх, чтобы посмотреть, что к чему. Когда лес на склоне кончился, я вышел на поляну, где обнаружил столб с отметками.
По нему потом уже выяснили, что глубина снега здесь была порядка четырех метров. Пройдя дальше и окончательно утонув в снегу, Я повернул обратно. На обратном пути встретил Женю с огромным биноклем, Диму, Таню и Галю. Они шли за мной и прошли еще дальше, тем самым подготовили тропу для дальнейшего продвижения. Летом скорее всего весь путь от лагеря до ночевок идется часа за 4-5, но зимой…

День 6
подход

Утром бодро и весело поднялись по тропе до следующего крутого подъема. Я и Леха без рюкзаков пробились наверх в цирк, куда собственно и шли.
Немного покувыркавшись в снегу все поднялись на верх. В цирке решили ставить лагерь. Пока зарывались очередной раз в снег, у нас с Шуриком улетела палатка, которую неосмотрительно поставили на сугробы не привязав. Шурик, проявил необычайную способность передвижения по глубокому снегу, все же настиг беглеца и притащил обратно. Тем временем Леха делился опытом копания окопов и сооружения заградительных сооружений. Лично они с Женьком выкопали для стрельбы с лошади стоя.
После того как лагерь был выкопан, Леха предложил сходить посмотреть на замерзший водопад, находящийся неподалеку. До водопада так и не дошли, так как начинало быстро темнеть, а лазить по сугробам в темноте не хотелось. Пока было светло бурно обсуждались окружающие нас вершины, с попыткой выяснить куда же нам идти. Смотрели в бинокль на описания и в конце концов разобрались.
За ужином выяснилось, что Леха и Женя взяли в два раза меньше газа, а чудо палатка с Надей, Таней, Галей и Петю еще и в два раза меньше еды.
Зато Петю притаранил 1.5 литра огненной воды, которая грела их души некоторое время. Чтобы сэкономить газ народ ходил за водой на речку.
Так мы поселились в цирке недалеко от озера Запятая.

День 7
…восхождение, или зачем нам столько снега…

Утром так и не дождавшись Петю, группа в составе 12 человек потянулась к солнцу. Так как солнце спряталось от нас за тучками решили сходить на единичку—пупырь Болгаро-Советской дружбы. Началось как обычно, тропежка снега. Затем возникла извечная проблема выбора куда идти, так как нас было двенадцать, то возникало по меньшей мере два варианта куда идти.
Необходимо было обойти ступень. Слева по склону или справа вдоль кулуара. Я, Шурик, Дима и Серега пошли слева, а все остальные, посмотрев, как нам там стало плохо, решили пойти справа. Тем не менее встретились мы одновременно выйдя наверх. Правда потом ДС сказал, что наш выбор был не правильным, и обычно все ходят там, где пошли они. Мы не спорили. Далее через 3 часа по склонам не сильно крутым, мы вышли под кулуар который упирался в предвершинную башню (если это можно вообще назвать башней) и по которому мы смогли подняться к перемычке, с которой по простым скала вышли бы на вершину. Кулуар представлял собой склон порядка 45 градусов, но из-за того что он был завален снегом, казался довольно крутым. Получив по лбу ботинком Танюхи в процессе подъема, Я все же выбрался первым к скалам, а за мной подошел Дима. Тут и возникла проблемка, которую мы долго решали и которая вызвала неприличные реплики в наш адрес от ДС (сказал: чего тормозим?). Для того чтобы траверсировать скалы до перемычки нужно преодолеть снежный наддув и небольшой склон, заканчивающийся сбросом. Необходимо было сделать станцию, что и вызвало затруднение. Скалы засыпаны снегом и найти достойное место удалось не сразу. Тем не менее станцию организовали и я привязавшись вышел на перемычку. Там привязал веревку к камню и по перилам все благополучно вылезли сначала на перемычку, а потом по простым скалам на вершину. Тура там не обнаружили, зато уронили ледоруб. Который гремя и звеня упал в камни чуть ниже. Рвение Лехи без страховки достать ледоруб были пресечены. Дима, как хозяин ледоруба, спустился за ним по веревке, и все целые и бодрые начали спуск вниз. Шурик снял перила. И все, где на заднице, где на ногах, весело вернулись в лагерь. Все восхождение заняло часов 7 из них 5 часов чистой тропежки. Такая вот единичка получилась.
Становилось понятно, что все описания писались явно не зимой, а весной когда была экспедиция.

День 8
…день х…

Подуставшие после вчерашней "единички", решили пойти лазить на приглянувшийся водопад. Собрали необходимое снаряжение и быстро добрались до места. Водопад вызвал восхищение. Большая стена льда—улазаться. ДС произнес "Сейчас нам Шурики покажут, что могут…" …и они показали…
Сорвался Я, когда уже начал делать станцию—вылетел инструмент, на котором висел. Пролетел метра 4-5, при этом зацепился кошкой за полку. В итоге переразгибание стопы и перелом таранной кости. Шурик аккуратно спустил меня на снег, а подошедший ДС осмотрел ногу и сделал заключение, что лазить я сегодня уже не буду. Действительно нога опухла раза в два и сильно болела. Будучи в шоковом состоянии я самостоятельно спустился на несколько десятков метров, но потом Женя и Леха положили на рюкзак и потащили вниз. К ним присоединились Шурик и Дима. Вместе они быстро довезли меня до палаток. Вечером в палатку завалился ДС с таблетками и поведал, что он сломал драгоценный зуб. Когда полез снимать веревку, стаскивая перчатку зубами, этот несчастный зуб и отломился. Также он наказал Шурику и Надюхе греть меня ночью, чтобы я не замерз. В то же время служба спасения в лице Женька, Лехи, Петю, ДС, Димы и Сереги сделали волокуши, на которых предстояло долгое путешествие вниз. Так закончился этот злосчастный день.
Было не мало причин, по которым срыв привел к НС. Если по порядку то, во-первых, второй бур был закручен не до конца и естественно вылете при срыве, дав дополнительную слабину, во-вторых, пассивное поведение напарника, который во время не подсказал когда лучше крутить бур, недостаток опыта, в-третьих, может в данном случае большая высота подъема, в-четвертых, что и послужило причиной срыва, неправильно нагруженный инструмент, который просто вылетел, когда на нем повис, и последнее, динамическая страховка напарника, которая и привела к более глубокому падению. Так это показалось мне.

День 9
…спуск вниз…

Грамотное руководство ДС транспортировкой позволило быстро и без приключений спустить меня вниз. ДС, Женя, Леха, Дима и Петю тащили волокуши, девчонки, Шурик и Дима челноками перетаскивали рюкзаки.
Проваливаясь по пояс в снегу, организованный спасотряд дотащил волокуши и меня вместе с ними, до предыдущего места стоянки, там пообедали и передохнули. Через речку здоровый Женек перенес меня на руках. На другом берегу нас ждали туристы, которые возвращались из-под Софии. Они рвались оказать первую помощь, перевязать ногу и сделать носилки. ДС объяснил, что на носилках по сугробам далеко не унесем, а перевязывать ногу нет смысла, так как не знаем, что там. Откровенных переломов не было, и необходимости в фиксации тоже не было. По дороге уже быстро спустились в лагерь. Вся операция заняла около 8 часов, меньше, чем рассчитывал ДС.
Лагерный доктор посмотрел на ногу, но ничего путного не сказал. Решили дождаться утра и уже утром ехать в больницу в Зеленчукскую. К тому же Дима изъявил желание вернуться в Москву и тем самым составить мне компанию.

День 10
…последний…
…в смысле на Кавказе…

Я, Дима и Шурик поехали в поликлинику, где сделали рентген и наложили гипс. Мы с Димоном поехали в МинВоды откуда улетели в Москву, а Шурик вернулся обратно в лагерь. Так закончился для меня зимний сбор в Архызе этой зимой.
Продолжение следует…

P.S. Большое человеческое спасибо всем кто спасал меня: Доронину Сергею, Жене, Леше, Сереге, Петю, Шурику, Диме
и нашим милым девушкам: Оле, Тане, Гале и Наде.
Надеюсь больше такого ни с кем не повториться.

Ширнин Александр

 
Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться -->
или
 
--> Зарегистрироваться <--
   

    




Подписаться на новости
 
Camp Russia
Скалолазный центр BigWall на Савеловской
Simond

         
  © 1996–2024 Альпклуб МАИ