Альпклуб МАИ

Главная / очерки / ...

Новогоднее путешествие в Шамони

Автор: Ксения Кочнева

Выезжая в спешке за неделю до Нового года во Францию, мы имели более-менее определенные шоколад планы на две недели. Трое (Миша Волков, Паша Добринский, Костя Аникин) желали совершить восхождение на Гранд Жорас, двое (Ида и я) предполагали осваивать ски-туры и кататься на горных лыжах. Однако с самого начала путешествия до заключительных дней определенности становилось всё меньше, а туманности всё больше. Планы менялись стремительно и регулярно. В итоге мы хорошо провели время, разъезжая по Европе в поиске объектов для драйтулинга и ледолазания, а по вечерам подводили итоги спортивной программы за стаканом бордо и разговорами о роли женщины в жизни мужчины.

А теперь обо всём по порядку.

Альпклубный Новый год завершался в атмосфере хаоса. Впереди маячила перспектива короткого сна и авральных утренних сборов. И вдруг среди участников торжества возник Паша Добринский и твёрдым голосом сообщил, что выезжаем мы из Москвы никак не позже 5 утра. Смягчившись, установил новый срок - 8 утра. Ночь прошла в сборах, сна не состоялось.

Дальше было два сумбурных дня, в которых смешались сон и наблюдение за дорогой, общение друг с другом и с навигатором, который женским голосом постоянно говорил, что мы превысили скорость, а в Польше попытался провести нас по непостроенной дороге.

В ночь с воскресенья на понедельник мы приехали, куда велел навигатор, и заснули в машине, поскольку аппартаменты были забронированы с утра понедельника. Проснувшись, увидели вокруг горы. Это было неожиданно. Разместились в крохотной квартирке на четверых и пошли вверх, акклиматизироваться. Денёк был солнечным, виды радовали глаз.

На горе, где заканчивался подъемник, были расставлены шезлонги, на которых можно было расположиться с комфортом и полюбоваться пейзажем, и даже выпить пива.

На следующий день мы понеслись в Шамони - городок расположен в 60 км от нашего места проживания. Подъемник вывез нас на Aguille du Midi (3777 м), мы спустились с крутого гребешка на снежное поле, бросили рюкзаки в ближайшую снежную яму и отправились к ледовому кулуару испытывать пашино мастерство на высоте. Паше было нелегко, но он пролез четыре верёвки по крутому льду, мы же прошли / прожюмарили следом, а на закате вернулись к своим вещам и уже в темноте поднялись к хижине - весьма просторной и комфортной, с толстыми поролоновыми матрасами на 2-этажных нарах.

В процессе поглощения макарон с тушенкой в компании французских альпинистов мы обсудили дальнейшие планы. Мужчины решили совершить восхождение по маршруту Супер Кулуар (гора Maudit) втроём. Ида огорчилась и запланировала на следующий день новые знакомства. Мне же хотелось пройти по знаменитому леднику Valle Blanche и посмотреть на маршрут хотя бы снизу.

Рассвет в Шамони был волшебным. Но вышли мы из хижины уже в ярких лучах солнца. Спустившись на ледник, связались. Примерно через полчаса пути Паша как-то странно подпрыгнул, выругался и исчез. Он упал в трещину. Операция по спасению заняла немного времени. Оказалось, что я могу удержать Пашу своим весом, усевшись на рюкзаке. Пока Миша выяснял, как обстоят у Паши дела, Костя пытался вкрутить ледобур в снег, а Паша жюмарил, я решила заняться фотосъемкой.

Выбравшись, Паша сфотографировал трещину. К сожалению, фотография не передала масштаба бедствия. По словам Паши, в трещину вполне можно было поместить поезд.

Мы отправились дальше и выяснили, что ледник разорван очень сильно, безопасный путь прохода под маршрут совсем не очевиден, а путь возвращения с маршрута в конце дня и подавно не ясен. Поскольку Паша не хотел больше прыгать в трещины, повернули обратно. Ида, греясь на крылечке хижины, уже успела завязать разговор с новоприбывшим англоязычным альпинистом. Но наше внезапное возвращение помешало продолжению знакомства.

Собрав вещички, вернулись к канатке и спустились, нагло делая вид, что не понимаем, почему наши билетики, купленные в одну сторону, вверх, громко пищат при прохождении контрольных пунктов канатки на спуске. Так наша альпинистская программа завершилась, хотя мы ещё об этом не подозревали.

На следующий день Паша открыл нам скалы Sallanche, известные среди драйтулеров. С высоких нависающих скал капала вода, а порой с грохотом слетали льдины, поблизости шумел водопад, а вдалеке возвышались горы. У меня с непривычки руки забились очень быстро, а лезть в кошкоботах с ледовыми инструментами по нависанию было вдобавок ещё и страшно. Однако остальные держались молодцом, Паша же был неутомим, и мы спустились вниз, меся ботинками грязь, лишь в темноте.

А потом погода испортилась. Мы поехали было в Италию, но тоннель Mont Blanc был закрыт из-за мощного снегопада. Потом лазали в Sallanche. Новый год встретили скромно.

Паша покинул нас, уйдя в глубокий сон, ещё до полуночи по московскому времени, Миша последовал за ним вскоре после московского Нового года. До французского Nouvelle an продержалась только я. Выйдя погулять, промокла под ливневым дождём (который всё же не смыл высоких сугробов), понаблюдала за тем, как запускают петарды итальянцы, и как высыпали на балконы домиков отдыхающие с криками "Bonne anne", когда часы пробили местную полночь.

1 января началась ледолазная программа. Мы отправились в Италию, на этот раз удача нам сопутствовала. В Италии было солнечно, и нам удалось найти симпатичный ледопад и залезть на него вслед за связкой французов и группой немцев.

На следующий день мы отправились в прекрасную пещеру Usine, расположенную в паре сотен километров от Шамони, неподалеку от Гренобля. Ещё один день был посвящен драйтулингу. Миша делал успехи, Ида проявляла себя как перспективная драйтулерша, Паша утомлял себя лазанием по потолку пещеры, вверх и вниз и на время. Мне же более всего удалась фотосъемка.

В окрестностях Гренобля царило крымское апрельское настроение. В пещере стояли уютные мягкие диваны с подушками. Вход в пещеру (он же выход) выглядел сказочно: прорубленная в скале, увитая плющом дверь находилась на высоте около 2 метров, подняться к ней можно было по железным скобам, за дверью вверх уходили каменные ступени, выводившие на террасу, с которой можно было пройти к пещере.

В Шамони по-прежнему валил снег вперемешку с дождём. Один день мы посвятили ски-турам (парни ещё надеялись выйти на Гранд Жорас, и Миша заставил Пашу и Костю продемонстрировать своё мастерство владения ски-турами). Я наконец-то попробовала, как это - ходить на ски-турах. Мне понравилось. Кроме меня, увы, никто доволен не был, так как все промокли до нитки. Проливной дождь к вечеру сменился пушистым снегопадом.

Перед Рождеством - снова выезд в Италию, в новое ущелье. И снова мы нашли ледопад, и перед нами вновь нарисовались те же самые немцы! Они оказались неторопливыми ребятами. Пришлось подождать их часа четыре. На спуске вид у немцев был виноватый. Они фотографировали нас и обещали прислать снимки в качестве моральной компенсации. Как только пришлют - выложим, а пока что мои фотки и пашино видео :)

Ледопад был красив и крут. Миша с Пашей вышли вверх первыми и продрогли на ветру в ожидании немцев больше нас троих. Мы же скучали и считали часы. На пятерых было четыре пары инструментов, мы с Идой решили по очереди полазать и пожюмарить. Меня ждало разочарование. Миша вылез до верху на всю длину верёвки, и поменять жюмар на ледовые инструменты мне не удалось.

Зато верхушка ледопада порадовала своей красотой. И снова спуск в темноте. Смс-ки - поздравления с Рождеством за 1,5 литровой бутылкой вина. Кажется, красного.

Да, пару слов о наших буднях. Каждое утро - подъем в 7 часов (хоть и по местному времени, но всё равно - ужасно рано!). Неумолимый Паша варит кофе и овсянку, включает всюду свет, по привычке клянёт женщин за что-то. Держусь в кровати до последнего, под тем предлогом, что в ванну-туалет выстроилась очередь. Предбанник завален ботинками, как будто нас здесь не пять, а как минимум десять человек. Пустая бутылка ждёт выноса в мусорный бак. Через пару часов после раннего подъема, собрав рюкзаки и залив чаем термосы, выдвигаемся.

Ещё раз съездили в Usine. Теперь было пасмурно, настроение было не боевое, у всех накопилась усталость. В пещере кроме нас лазали французы. Ида продемонстрировала полёт вверх тормашками из-под потолка пещеры. Французы отнеслись к этому событию с интересом и поднесли улетевший инструмент. Потом мы развлекались тем, что сбивали разными способами застревавшие в дырках маршрута инструменты, которые не удавалось выдернуть при падении с нависания.

Заключительный выезд в Италию, на ледопад, был прекрасен. Наконец-то нам никого не пришлось ждать. У ледопада было три ступени, особо поразила меня вторая, с ажурным льдом, по которому страшно было лезть. Жаль, Ида с нами не поехала в этот раз, решив всё-таки посвятить день катанию на горных лыжах.

Отъезд назначен на 9 января. В день перед отбытием мужчины решили снова поехать в Usine. Мы же с Идой собрались напоследок прогуляться по городу - как раз Гренобль был по пути.

Мы не учли того, что день был воскресный. Закрыто было всё, что могло представлять интерес, кроме турецких и китайских закусочных. Тем не менее, мы приятно прогулялись по тихому городу и даже нашли повод пообщаться с французами, отыскивая дежурную аптеку, где я купила дорогущих кремов на сувениры. Вместо французского кафе пришлось довольствоваться французским МакДональдсом - вполне симпатичным, но уже поднадоевшим за время наших странствий по Европе.

Заключительный вечер. Прощальный массаж Паши, который наконец-то устал от лазания. Сыр, вино, куриное филе и салат - наше традиционное меню.

В день отъезда ярко светило солнце. Немногочисленные отдыхающие сочувственно нам улыбались: уезжать в такую погоду, проведя столько времени в её ожидании!

Но всё же мы отлично отдохнули и потренировались. Паша обратно не поехал, ему предстоял путь в Милан, а оттуда перелёт в Корею, на этап Кубка мира по ледолазанию. Мы же вчетвером закупили заплесневелых сыров и вина домой и отправились через сказочно красивую Швейцарию, туманную Германию, ночную Польшу, тоскливую Белоруссию в заснеженную Россию... 5 часов утра - МКАД. Приехали.