Альпклуб МАИ
     
 

Главная / очерки / ...

Red Fox Elbrus Race - 2014. Как это было

Автор: Артём Хвостов

Благодарим организаторов Red Fox Elbrus Race 2014 за приём корреспондента X-Race.Info!

Спустя месяц после забега на Эльбрус хочется вспомнить, как всё было, пережить заново главные моменты. А заодно и рассказать вам об этом ярком событии.

Это был мой второй опыт забегов на Эльбрус, и для меня это было не столько соревнование: я ехал на Эльбрус, чтобы увидеться со множеством отличных друзей, с которыми познакомился год назад здесь, на Эльбрусе, а потом и на Чемпионате Европы по скайраннингу и на Сахарном марафоне. Еще я хотел устроить себе высотную тренировку и проверку сил перед летним сезоном, перед высокими горами. Во многом для этого мы с одной хорошей знакомой решили в качестве акклиматизации не просто зайти на вершину по "классике" с юга, как все "нормальные" люди, а перейти его с севера на юг через вершину.

Но погода внесла свои коррективы, и восхождения с севера не получилось. После ночной заброски и ночёвки у тропы в трех километрах от поляны Эммануэля (снег на дороге не позволил дальше проехать), утро, несмотря на звездную ночь, выдалось пасмурным, туманным и дождливым. После половины дня наблюдений за погодой и совещаний было решено, что это не лучшая идея - идти при такой погоде в мае на Эльбрус с практически безлюдной в это время стороны, да еще и несхоженной двойкой. В общем, уехали мы оттуда и уже вечером были на южной стороне, в Азау.

На следующий день как раз выдалась отличная солнечная и ясная погода, так что мы успели даже немного пожалеть, что свалили с севера. Зарегистрировавшись в МЧС, мы взяли все вещи и за пол дня затащили их на Бочки. Разумеется, без использования транспорта. На Бочках поставили палатку. У нас довольно серьезная физическая подготовка и мы не первый раз на высоте, так что затащить в первый день 25 кг на 3700 м нам не составило особого труда, но несильно подготовленным спортсменам я такого, разумеется, не советую.

На следующий день началась акклиматизационная работа... и непогода. Только мы перешли на Приют, где впоследствии жили всё время акклиматизации, как подул сильный ветер, снегопад ограничил видимость метров до 50, а временами - до 20, и так до вечера. В дальнейшем примерно половина дней выпала из акклиматизационного плана, потому что из-за ветров, туманов и снегопадов не то, чтобы наверх - просто из вагончика выходить не хотелось, а иногда было и небезопасно. Поначалу мы даже хотели жить в палатке как правильные альпинисты, но после первой, причем весьма спокойной, ночи стало понятно, что наша маленькая полутораместная палаточка не подходит для таких условий. Ну, или она просто слишком неудобная по сравнению с теплым комфортным вагончиком на Приюте. Просветами в непогоде, достаточными, чтобы идти на акклиматизационный выход считалось, когда ветер более-менее стихал, а на видимость уже почти не смотрели. И несмотря на это, из пяти дней только полтора дня позволили идти наверх: один раз дошёл примерно до 5000 м, но я был без кошек, и металлические шипы на кроссовках перестали уверенно держать на том льду, поэтому пришлось поворачивать вниз. Во второй раз я успел дойти лишь до начала скал Пастухова, как видимость упала почти до нуля и кое-где пришлось идти по GPS-навигатору, естественно, уже на спуске, ибо в таких условиях необходимо сразу разворачиваться и идти вниз.

3 мая наконец-то выдалась нормальная погода, чем воспользовалась, наверное, почти половина тех, кто был на Эльбрусе тогда. Я, выйдя в 9:30, спокойно зашёл на восточную вершину к 13:30 дня. Причем мне очень не хотелось идти по квазиклассическому маршруту, который проходит через спасательную хижину RedFox, установленную на севере седловины, потому что для этого надо делать большой крюк, фактически обойдя купол восточной вершины до его противоположной стороны. Также по причине лени мне не хотелось идти по классике на западную вершину. Но все, кого я ни спрашивал, никто не знал, либо не хотел говорить о существовании каких-либо коротких маршрутов на восточную вершину. Но подсознательная жажда приключений взяла своё, и...

В начале последнего, горизонтального участка Косой, откуда еще не видно седловины и где рядом с тропой появляются первые скальные выходы (дело происходит в мае, летом ситуация с этими ориентирами может быть другая), на высоте около 5300 (по показаниям GPS) я посмотрел на склон в направлении восточной вершины, на которой был в прошлом году и потому довольно точно знал, где она находится, оценил сложность склона, своё состояние и самочувствие да полез строго "в лоб" наверх.


Вид на западную вершину, Высота уже около 5450 м

Состояние склона благоприятствовало: 2/3 пути до вершины было снежно-ледовое поле, где почти всегда можно было выбрать, где лезть. Можно было лезть по удобному фирну, позволявшему идти в технике "одна нога на передних зубьях, другая - на полной стопе" (тут замечу, что я был в кроссовках, которые дают несравненно большую подвижность голеностопу, так что в ботинках, боюсь, весь склон надо идти на передних зубьях - он довольно крут: по моим ощущениям, около 40 градусов как минимум почти на всём протяжении от тропы до вершины), если отойти на метр-два в одну сторону, то будет нормальный, суровый лед и работа только на передних зубьях, а если в другую - то можно по щиколотку снег помесить. На высоте около 5500 я прижался к скальному гребешку, который больше походил на вмороженные в снег и лед валуны, снял кошки и потопал по скалам наверх.


Идти прямо вверх, высота около 5550 м

На подходе к вершине опустился плотный туман, видимость упала метров до 5-10 и поднялся ветер, так что для того чтобы не промахнуться мимо вершины, пришлось идти "по приборам". Вдруг ветер усилился до весьма неприятного, но он быстро раздул туман, и прямо передо мой метрах в 15 возникла вершинная пирамида! Ура!


На краю вершинного плато. Ничего не видно

Несколько фотографий, и я пошёл вдоль вершинного кратера на противоположную, северную его часть, чтобы спуститься по "пешеходному" маршруту через редфоксовскую хижину. Чуть ниже вершинного плато ветер был уже не сильный, и спуск прошел без проблем, в вагончике на приюте быстро перекусил да пошел в Азау, в гостиницу, отдыхать и набираться сил перед соревнованиями.

Во время спуска погода подарила мне вот такие красочные пейзажи:

Затем было красочное, праздничное открытие фестиваля. Национальные песни и танцы перемежались торжественными награждениями героев первых соревнований в рамках фестиваля, ски-альпинистов.

Затем опять плохая погода, постоянные дожди, во время просветов в которых я проводил последние тренировки перед первым скайраннерским стартом фестиваля, вертикальным километром.

7 мая был "Вертикальный километр", почти что спринтерский забег от Азау до станции "Мир". Нет, не до космической станции, а всего лишь до станции канатной дороги. Ну, забегом в общепринятом смысле это назвать сложно, в скайраннинге чаще всего такие подъёмы, что в них почти не бегут, а лишь быстро идут, ну или бегут, но как бы трусцой. Рвануть таким бегом, которым лыжники летом бегают прыжковую имитацию, да ещё и на высоте, можно, но очень ненадолго. Я так в прошлом году бежал на финише вертикального километра, когда надо было обогнать одного соперника и не дать обогнать себя другому. Потом в чувство не мог придти пару минут.

Дождь, к старту гонки перешедший в мокрый снег, сразу дал понять, что легкой прогулки, как в прошлом году, не будет. На первых двух подъёмах, на которых обычно решается очень многое в этой гонке, снега уже не было, но был сырой каменистый склон, по которому между камнями текут бесчисленные ручьи разных размеров. Мне это всё не мешало, но вкупе с падающим мокрым снегом все бежали насквозь сырые. Потом трасса пошла по тропе в обход станции "Кругозор", уже по снегу, естественно, мокрому. Зато такая срезка сокращает дистанцию и добавляет интересный, крутой и высокий подъём. Так как передо мной тогда бежало три-четыре десятка человек, то на тропе снег был уже весьма примят. Зато обгонять людей приходилось по целине, и это заставляло думать дважды, надо ли мне это или лучше пока отдохнуть за спиной во славу хитрой тактике очных соревнований. На выходе с тропы обратно на горнолыжную трассу, то есть почти ровно на середине дистанции, был пункт питания, где судьи давали воды всем желающим. Тут мне ещё с прошлого года не очень понятно решение организаторов давать простую холодную воду. Ладно вода, но холодная... да еще и при таких условиях, когда внизу тепло, но очень сыро, и по мере подъема начинается холод и ветер, и из-за сырой одежды начинаешь подмерзать. Я бы очень хотел чуть-чуть тёплый некрепкий чай. Ну да ладно, бежать всего час - можно без проблем пережить без питья, особенно учитывая, что на финише теплый чай есть.

Ко второй половине дистанции организм втянулся в гонку, хотя дыхание все время оставалось почти на пределе, ведь бежать-то совсем немного. Подумаешь, какой-то часик. Зато появилась другая проблема: в плотно укатанном горнолыжниками, но и очень сыром снегу регулярно застревали палки и надо было следить за тем, чтобы вовремя их вытаскивать из снега, чтобы не застревали. А ещё стало холодно, и от сильного дыхания холодным воздухом до хрипоты проморозил горло. В общем, оставалось только быстро топать на финиш, к тёплой одежде, к горячему чаю. На финише организаторы дают горячий чай, печеньки, апельсинки, шоколадки, в общем, всё то, чего требует организм после тяжёлого часового забега. Кроме того, организаторы поднимают на финиш вещи, которые можно сдать перед стартом. Отдохнув, перекусив и переодевшись, я пошёл немного прогуляться наверх, где-то до 3900 м, для того, чтобы поддержать акклиматизацию. Вечером того же дня внизу состоялась торжественная церемония награждения.

Утром в день Победы, 9 мая, стартовал забег на вершину. На этот раз с утра внизу была отличная, сухая и ясная погода, и было тепло. Прогноз обещал, что погода будет совсем "шептать" - даже на вершине по прогнозу было лишь -10 градусов, а внизу в 6 утра и вовсе жара, +10. В общем, я оделся так, что по мне не скажешь, что я собираюсь на вершину. На мне был лишь лыжный комбинезон на очень тонком термобелье, и я нисколько не прогадал с одеждой! На Бочки я отправил рюкзак с вещами, необходимыми по регламенту, теплые и ветровлагозащитные штаны из Windbloc, тонкий синтепоновый свитер и мембранную куртку, так что одеваться тепло внизу не было никакого смысла. К тому же по части температуры прогноз не ошибся и я ничего на себя больше не надевал вплоть до скал Пастухова.

Стартовали очень аккуратно, шли размеренно, лениво, понимая, что идти ещё очень-очень далеко. Достаточно быстро, на втором подъёме, всего метров через 400 по вертикали, мы с ещё одним мужиком, не знакомым мне, собрались за Семёном Дворниченко, двукратным победителем забега на пик Ленина. Нас обоих его темп устраивал, и вплоть до Бочек мы так и шли втроём. Внизу смысла куда-то спешить нет абсолютно никакого, тут надо очень спокойно идти, держать ровное, спокойное, глубокое дыхание. Вообще, те полтора часа, за которые мы прошли полтора вертикальных километра от Азау до Бочек, прошли лишь как половина разминки. На бочках судьями устроен отличный пункт питания, где нам предлагали теплый чай, лимоны-апельсины-печеньки, еще что-то. Правда, лично я ограничился чаем, потому что у меня был с собой специальный спортивный гель, который я здесь же и съел. После короткого перекуса я пошел дальше. Семён ушел с бочек чуть раньше, так что мне минут 10 пришлось его догонять. Третий участник, который шел до бочек с нами, по-видимому, ушёл ещё раньше и я его больше не видел. Видимо, он успел уйти в отрыв.

Таким образом, вдвоём мы дошли примерно до 4300 м, где темп Семёна мне уже не понравился и я решил постепенно его "отпустить", чуть сбавив скорость.

В это время погода начала ухудшаться. То есть мы просто начали входить в облако. Спускающиеся вниз участники сообщали, что организаторы сократили дистанцию и разворачивают участников, ещё даже не доходя до седловины. Вот так поворот! На скалах Пастухова (около 4700 м) видимость снизилась уже метров до 20 и задул несильный, но уже неприятный ветер. Там я надел тёплые ветрозащитные штаны, но куртку решил не надевать: было тепло, а спину грел рюкзак. Ещё по регламенту я должен был надеть там кошки, но снега было очень много, и он закрыл почти весь лед на Косой, поэтому судьи разрешили мне кошки не надевать. Дальше до места разворота я шел в полном неведении - видимость 10-15 метров, а со слов судей и некоторых участников всё время казалось, что конец подъёма уже скоро. Сначала говорили о 5000 м, потом ещё 100 м, потом ещё... В общем, место разворота неожиданно появилось после получаса постоянного его ожидания. А потом был спуск...

Насколько я знаю, впервые в истории финиш забега на Эльбрус был после спуска, на Бочках. Даунхилл в скайраннинге - это очень важный, технически сложный и довольно экстремальный элемент. На Эльбрусе спуск шел по весьма рыхлому снегу, где сложно бежать быстро из-за того, что вязнут ноги и есть немалая вероятность споткнуться на высокой скорости, потому что снег не всегда однородный на дороге, по которой прошло несколько сотен человек и десятки раз проехали ратраки. Но мне "повезло", соперников, которые стартовали с Азау вокруг не было и соревноваться на спуске было почти не с кем, так что я очень быстро, но аккуратно добежал до финиша.

Часто бывает так, что во время гонки весь организм мобилизуется и все системы начинают работать только на одно: продолжение движения с нужной скоростью. И тогда всякие неприятные ощущения, в том числе связанные с усталостью и травмами, притупляются, иногда вплоть до того, что можно даже не подозревать о том, что ресурсы организма уже подошли к концу. Зато сразу после финиша организм расслабляется и дает знать обо всем. Точно так же получилось и в этот раз у меня. До самого финиша я чувствовал себя отлично, зато только стоило мне пересечь черту, как я почувствовал, что силы меня покинули. В общем, с минуту я только приходил в себя, после чего ещё пару часов не без труда передвигался и ничего не мог есть. Но уже к вечеру восстановился.

На следующий день проходили соревнования по забегу на снегоступах RedFox TSL Challenge, где я выступал в качестве болельщика.


Виталий Чернов на финише TSL Challenge

Потом была праздничная церемония закрытия, где награждали победителей забега, и ранним утром я уже летел назад, в Москву, домой.

Источник: x-race.info

 
Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться -->
или
 
--> Зарегистрироваться <--
   

    




Подписаться на новости
 
Camp Russia
Скалолазный центр BigWall на Савеловской
Simond

         
  © 1996–2024 Альпклуб МАИ