Альпклуб МАИ
     
 

Главная / очерки / ...

Домбайские хроники
26 апреля – 10 мая 2002 года

Со времени сборов в Домбае Альпклуба МАИ прошел уже месяц, но до сих пор не было напечатано ни одного отчета или дневника, и широкая общественность до сих пор не знает всего о событиях этого выезда и о впечатлениях участников. Дело не в том, что участникам сборов нечем поделиться, нечего вспомнить. Молчание их объясняется тем, что имевшиеся многочисленные таланты были протоптаны в глубоких домбайских снегах. Сейчас, когда прошло достаточно времени для восстановления сил и преодоления сессии, автор, пожелавший остаться неизвестным, решил взяться за клавиатуру компьютера и изложить то, что еще осталось в памяти. Поскольку впечатления уже не так свежи, рассказ будет не слишком долгим и красочным, зато правдивым (с точки зрения автора).
Кроме этого отчета, недавно вышел в свет дневник одной из участниц – Наталии Банниковой. В дневнике отражено индивидуальное видение событий Банниковой Наталией, описаны многие волнующие моменты и пропущены некоторые второстепенные детали, и в целом он представляет огромный интерес с точки зрения психолога (которых в альпклубе 5 чел.), историка (1 чел.) и просто любопытного человека (никто не считал).

Состав участников сборов и их достижения (всего 28 человек)

Руководители

Волков Михаил – главный руководитель, тренер и организатор сборов, в трудной ситуации смог принять и обогреть в своей трехместной палатке 8 человек одновременно
Русаков Михаил – главный руководитель и идейный вдохновитель сборов, смог в одиночку в тяжелых погодных условиях напоить чаем весь состав сборов и вынести храп соседа.

Новички

Суздальцева Людмила – стала любимой девушкой всех руководителей
Нэйман Николай – радовал всех своим неугасимым чувством юмора и заботой о женщинах
Ширнин Александр – первый раз в жизни встал на горные лыжи, был затянут личной жизнью
Дарья Батенина – поразила всех своим голосом, слухом и личными качествами психолога
Неволин Андрей – резко отличался от остальных новичков опытом и физическими возможностями и взял под свою опеку сразу четверых: Машу-Женю-Ксюшу-Люду
Алексей Степанов – по достоверным слухам, явился одним из самых лучших напарников по связке
Чернышов Сергей – доказал своей связке, Дарье и Николаю, профпригодность на высоте
Банникова Наталия – мужественно вела дневник и не менее мужественно заведовала продуктами у отделения новичков, имела дружескую тягу к связке
Остапенко Алексей – перешел из горного туризма в альпинизм и обратно
Остапенко Оксана – отдохнула в горах с любимым мужем
Олег Крылов – главный помощник инструкторов, маг и йог, загипнотизировал женскую половину сборов, научился храпеть, лежа животе.
Шашкин Александр – покатался на сноуборде, сломал руку, полетал на самолете, душой был с нами
Ильина Анна – показала адекватное поведение в экстремальной ситуации

III – разрядники

Роман Луисага – чередовал желание всегда есть с желанием всегда идти первым
Ксения Кочнева – лавировала между полярными полюсами своего отделения и… вылавировала, морально поддерживала всех участников, включая руководство, первая из женщин МАИ позволила пульнуть в себя из рогатки
Ивкина Евгения – отрабатывала приемы психологии на участниках, лихо встала на горные лыжи, постоянно пыталась выздороветь
Гушанов Андрей – забыл черные очки и заклеивал глаза обычным пластырем
Сдобникова Мария – каталась на сноуборде, топтала снег, много смеялась, пыталась увидеть медведя
Руководитель:
Карпов Анатолий – убедился в своей острой неприязни к людям с рюкзаками, термосами, собирателям чабреца и к альпинизму как явлению в принципе.

II – разрядники

Тарновский Игорь – показал свою хорошую физическую, моральную, сноубордическую и прочие самые различные подготовки.
Анна Назаренко – быстро и без заминок перемотала сломавшуюся руку Саши Шашкина, научилась кататься на сноуборде, была яркой оранжевой точкой среди старших разрядников – их всегда было видно.
Пименова Екатерина – применила элементы детской психологии на своем отделении и тем самым поспособствовала благоприятной обстановке, чаще других смотрела на небо и пила кофе.
Воробьев Александр – пожертвовал ногами и повязкой "ДОМБАЙ", выплыл в лавине, смог на высоте 3000м закопать в снег и раскопать обратно почти всех девушек альпклуба.
Ефимов Алексей – курил трубку, на гитаре играть отказывался, отговорил разрядников идти на 3А

Сочуствующие

Банникова Арина – каталась на лошади, плела гнезда, ждала маму, опекала Таню и Васю Карповых
Карпова Татьяна – после выходов встречала сбор с улыбкой и чаем, опекала сына Васю, мужа Толю и девочку Арину, была всеобщей моральной поддержкой

Хроника сборов

Выезд из Москвы состоялся 26 апреля, в пятницу. День рабочий, собирались в суматохе, бегали по вокзалу в поисках поезда. Когда поезд и вагон были найдены, все встали у двери, и стали прощаться с провожающими, забыв о том, что еще и вещи надо погрузить. Рюкзаки, коробки и прочее были заброшены в вагон в последние минуты. Абрамчик с будущей супругой Светланой подарил всем отъезжающим девчонкам по цветочку, Леша Федотенков с супругой Машей – по улыбке и напутствию, поезд тронулся.

28 апреля

В 4 часа утра за 6 минут из того же вагона № 9 в городе Невинномысске были спешно выброшены 26 участников, считая одного ребенка (Банникова Арина), около 30 рюкзаков, около 5 коробок с едой, 4 пары лыж, 2 сноуборда и 1 букет гвоздик. Все это затем было погружено на небольшой автобус, который бодро покатил в сторону Домбая. По пути закупили еще продуктов на рынке в Карачаевске, с раннего утра осчастливив продавцов, но так и не сумев с ними сторговаться. Часов в 11-12 были уже на КСП в поселке Домбай. Предоставленные номера выгодно отличались от тех, что были в отелях поблизости. Ни один отель на всей Домбайской поляне не может похвастаться такими замечательными нарами! В нашем распоряжении были холодная вода, цивилизованный сортир и просторная кухня, в которой 30 человек помещались без труда за длинным деревянным столом, а дежурные с легкостью могли передвигаться с огромными кастрюлями от раковины к двухконфорочной газовой плите и столу. Из угла торчал кусок скалы, а в крышу уходило большое дерево.

Помня заветы Фонарева (ложиться и садиться надо "мальчик-девочка"), быстро распределились по местам - в двух вагончиках и на верхнем этаже КСП, и поделив продукты, все отправились вверх.
Одна часть народа – на подъемнике, с целью покататься на лыжах, а другая, под руководством Миши Русакова – пешком, чтобы сразу понять, что нас ожидает в дальнейшем.
Погода была чудесная, снег был мокроват, местами на склоне встречались довольно большие проталины. Настроение: "Ура! Мы в горах! Какая красота!", те, у кого уже началась горняшка: "А зачем мы здесь?"

Увы, в этот день произошло ЧП. Саша Шашкин, приехавший в Домбай в команде новичков, сломал руку. Катаясь на сноуборде, он совершил неудачный прыжок и упал на проталину. С ним рядом оказался Игорь Тарновский, который призвал на помощь проезжавших мимо сноубордистов. У них оказалась аптечка, была оказана первая помощь, потом подошли наши, Саше помогли спуститься вниз, вызвали скорую помощь, отвезли в больницу. Вечером он был отправлен домой, в Москву, самолетом, вместе с верной подругой Аней Ильиной, проявившей похвальное присутствие духа.

Спустившись к КСП, пообедали вкусным супом, приготовленным под руководством Наталии Банниковой, и стали собирать вещи и продукты к завтрашнему выходу. Прибыл инструктор отделения младших разрядников Анатолий Карпов вместе с женой Татьяной и сыном Василием. Они прилетели самолетом и долго катались на машине по Домбаю в поисках КСП.

29 апреля

На следующий день отправились на снежно-ледовые занятия, к Алибекской хижине. Выход был назначен на 9 утра, но собирались до 10 часов. К сожалению, большинство участников сборов пунктуальностью не отличилось. До альплагеря "Алибек" нас провожали Татьяна Карпова с Васей, Ариной и Женькой, которая заболела еще в Москве, и вылечиться к этому выходу не успела.

На пути к "Алибеку" остановились у кладбища альпинистов, побродили там, затем прошли по тропе мимо склона, по которому зимой сошла лавина, оставившая огромный след в виде поваленных деревьев (здесь идет путь подъема в сторону Семенов-Баши). У альплагеря провожающие с нами попрощались, вскоре мы пошли по снегу.

Снег был еще никем не тронут, мы первыми, наугад, прокладывали по нему путь, хижина виднелась вдалеке, потом пропала из вида. После нескольких заминок, сомнений и топтаний на одном месте, цепочку идущих вверх возглавила Катя Пименова, за ней шла Маша Сдобникова, мужчины были сзади, и так они тропили до самой хижины, появившейся, как и положено, неожиданно. К западу от хижины (т.е. прямо вверх) отходит ледник Двуязычный, к юго-западу, левее от него – большой Алибекский ледник. Если идти с запада на восток, то нас окружали отроги Сулахат, Джаловчата, были видны Эрцог (3 683), Алибек Баши, Пик Кап. КРАСОТА!

В хижине перекусили (здесь впервые проявился отличный аппетит Ромы Луисаги, которым он потом постоянно мучил участников своего отделения) и отправились на занятия.
Новички пошли на снежный склон, на котором они учились ходить и зарубаться, младшие разрядники вскоре к ним присоединились, а старшие разрядники ушли на поиски льда. Лед обнаружен не был, ни в этот день, ни в последующие, однако кошки все участники с упорством маньяков носили с собой, с первого дня до последнего ("а вдруг он все-таки появится?!").

Ночевка в хижине прошла удачно, обмороженных на утро не обнаружили, несмотря на отсутствие окон и дверей. Нами были заняты оба этажа хижины и оба ряда двухэтажных кроватей! Ночью новичков пробила горняжка (наконец-то, а то мы уж беспокоиться начали!) и они веселились всю ночь Под утром эстафета веселья передалась от новичков к старшим разрядникам, и вниз, к другой группе новичков, на первый этаж. Там Олег звучным храпом долго не давал уснуть Мише Русакову, который периодически будил его ледорубом, и остальным окружающим.

На утро, после завтрака, собрали вещи и вместе с ними отправились на занятия, старшие разведали путь до вероятных ночевок и протоптали часть подъема, а во второй половине дня все пошли вниз, где нас ожидала заказанная Карповой Татьяной сауна. Погода испортилась, пошел снег.
Сауна в гостинице "Горные вершины" была недешева, но вполне сносна. Времени – 2 часа на 27 человек. Опыт совместного купания мужской и женской части сборов многих привел в смущение и больше не повторялся.

Вечером альпклубовцами был открыт талант Даши Батениной, артистично исполнявшей ксп-шные песни и замечательно игравшей на гитаре. Отличилось отделение старших разрядников, которым даже и гитара не очень нужна была – пели они здорово. Самые "отпетые" продержались до 4 утра.

1 мая

1 мая были проведены скальные занятия – на единственной в Добмайском поселке скале, пригодной для этого. Скала прославилась тем, что в 1937 на ней проводился чемпионат Европы (или СССР – мы так и не поняли) по скалолазанью.
Новички учились обращению с жюмаром и восьмеркой, младшие разрядники тщетно пытались вбить в камень крючья, но в конце концов все-таки забрались на скалу, и даже спустились с нее с помощью внимательного и удивительно терпеливого инструктора Карпова.
Старшие разрядники дурью маяться не стали, а просто лазали по скале в свое удовольствие вверх-вниз в ботинках, туфлях, кроссовках и без них.

Погода была отличная, день прошел удачно. Отмечали праздник весны и труда в домбайских кабаках, разбившись по группам и растерявшись в темноте.

2 мая
Подход к ночевкам под гору Джаловчат

В планах – всем вместе сходить 1Б. Подход занял 8 часов. Около 3 часов шли до Алибекской хижины. После обеда в хижине шли часа 4 вверх по крутому снежному склону, по южной стороне ледника Двуязычный, проваливаясь, иногда по пояс, в плавящийся под солнцем снег. Место стоянки – 200 м (по вертикали) не доходя до перевала Джаловчат – было затянуто облаками, которые неизменно сползали туда с пика Квадратный и отрогов Джаловчат. Вытоптав место для лагеря, устроились ночевать.
Отделение новичков с аппетитом поело то, что было приготовлено инструкторами, и даже спасибо не сказало.

Мужская часть отделения младших разрядников была возмущена поведением Маши, Жеки и Ксюхи, взявших с собой только 2 состегивающихся спальника и под этим предлогом отделившихся в свою палатку. Инструктору Карпову, Роме Луисаге и Андрею Гушанову пришлось греться друг о друга в другой палатке, чего они так и не простили легкомысленным девушкам.

Старшие разрядники установили свою палатку подальше от всех и учредили рок-группу АВВА-2 (А-Тарновский Игорь, Воробьев, Воробьева-Пименова, Анна). Репетиции шли большую часть ночи, исполняли "Уходит в ночь последний десятый наш десантный батальон", "Спасибо тебе, сердце" и многое другое. Все остальные 18 человек их внимательно слушали всю ночь, затаив дыхание и не смея прервать.

3 мая

Подъем в 4 утра был пропущен всеми. Около 6 утра вышли старшие разрядники, в 7 за ними потянулись младшие, во главе с Ромой, потом – новички. До вершины шли под солнцем, большую часть пути протропили Игорь, Саня Воробьев, Катя и Аня. Где-то во второй части пути их догнал Рома Луисага и тоже помог в троплении. Последний взлет перед вершиной целиком протропил Андрей Неволин.
Новички, и отчасти младшие разрядники, особенно не торопились, ползли, как умели, во время остановок мучились над загадкой Даши Батениной о Ромео и Джульете.

Вершины Джаловчат Узловая (3 680) достигли в час дня. К западу уходил гребень в сторону Джаловчат Главная (3 870); с юга, прямо перед нами, был Эрцог; на севере – Сулахат; на востоке - Белалакая. Но это были мечты, а мы ничего этого не видели из-за тумана.
Посидели на вершинном гребне, уронили в долину бутылку "Оболонь" с водой. Набежали мрачные облака, начиналась гроза, затрещали и засверкали ледорубы, волосы стали вставать дыбом, Людке по каске ударила маленькая молния, и мы поспешили вниз. Спуск проходил в тумане, все растянулись, чуть не потерялись и в лагерь возвращались небольшими группами, с большими временными промежутками. Отставших контролировали Миша Русаков и Карпов Анатолий.

Было решено переночевать наверху, развлекались приготовлением еды (новички, опять же, уклонились, а Рома проявил редкостную покладистость и сам сварил ужин и накормил свое отделение!) и тусованием в тренерской палатке, куда набилось 8 человек. Старшие разрядники лечили Саню Воробьева, поранившего ногу снегом. Как ему это удалось – спросите у Сани.

4 мая

На утро спускались по очереди, по мере собранности рюкзаков. Первым убежал самый хитрый Карпов, проскочивший по еще не размокшему снегу и первым прибывший на КСП, к жене и сыну. За ним рванул Рома, после – Андрей Гушанов и Ксюха, и далее остальные. Кстати, еще накануне, кроме нас наверху были замечены туристы, так и не подошедшие ближе, и спустившиеся по северной стороне ледника Двуязычный. По тому же пути пошли Олег и Андрей Неволин, и выяснили, что он ничуть не хуже, а во многих отношениях даже лучше, в частности – безопаснее. Но им никто не поверил.

Внизу все прошло по уже обычной программе: сауна – ужин – кабаки – песни на кухне.

5 мая

На следующий день отмечали Пасху – ночью сварили кучу яиц, утром наклеили на них специально взятые с собой наклейки, и съели. Соревновались в разбивании яиц друг о дружку. Победил тренер Волков.

Никакими особенными событиями день отмечен не был. Собирались к завтрашнему выходу, бурно обсуждали планы. В результате тренерский состав решил, что пойдем на Семенов-Баши: старшие разрядники - маршрут 3А, Центральный бастион Южной стены, младшие разрядники – 1Б с юго-востока, новички – кругозор по северному гребню от перевала Хрустальный.

6-8 мая
Подход

Подход запомнился прорывом через бурелом, по пути схода лавины, взбиранием по скользкому травянистому склону, чаем из знаменитого термоса Миши Русакова и долгой пилежкой по глубокому снегу в густом тумане. Шел снег, тишину нарушал временами грохот лавин с другой стороны ущелья.
В этом тумане мы промахнулись с местом ночевки, и в результате на следующее утро пошли не на гору, а на обзор окрестностей. Старшие разрядники изучали свой маршрут с гребня напротив перевала Хрустальный, а на перевале Хрустальном в то же время сидели новички и младшие разрядники и ели перекус. Осмотрев маршруты, поняли, что они слишком лавиноопасны. Новички и младшие разрядники отказались от восхождения, старшие стали готовиться к выходу. Леха Ефимов, почуяв неладное, стал их отговаривать и просидел весь вечер в их палатке, мешав собираться и спать и рассказывая страшилки из своего темного прошлого. Но старшие разрядники оказались не так-то просты, как казались: внимательно выслушав Ефимова, они своих планов не отменили.

Остаток дня ели, бесцельно бродили по лагерю, любовались окрестными красотами, прежде всего – Белалакаей, возвышавшейся с другой стороны ущелья прямо перед нами. В тренерской палатке по традиции опять скопилось 8 человек, те, кто не влезли, разбрелись по другим палаткам или лепили снеговиков. Ночью пошел сильный снег и так завалил палатки, что стало нечем дышать, и многие проснулись от сопения и задыхающегося хрипа соседей.

Погода не позволила старшим разрядникам выйти на маршрут. От огорчения Саня Воробьев с 4 утра затянул песню "Меня засосало опасное сосало", разбудив злопамятного тренера Волкова.
Затем, когда все уже встали и, греясь в ярких солнечных лучах, стали собираться, Саня начал бросаться на девушек и закапывать их в снег. Девушки визжали и сопротивлялись, но были бессильны перед Саниным обаянием и силой воли.

Окончательный выход энергия Сани нашла только тогда, когда он вместе с Игорем при спуске вызвал маленькую лавину. Выбрались из лавины, потеряв повязку "Домбай", бандану Игоря, очки (которые потом нашли), разбросав по склону рюкзаки, пенки и мусор и напугав женскую часть своего отделения и Леху Ефимова. Лавина была метров 30 длиной от точки отрыва до момента остановки и произвела на всех большое впечатление.
В остальном, спуск прошел без приключений. Незадолго до начала травянистого склона увидели медвежьи следы, почему-то с 7 когтями... Маша долго стояла и ждала медведя, пока ее оттуда силой не оттащили.

Вечером в лагере подняли бокалы за Ваньку Москалева – у него 8 мая день рождения, исполнилось бы 19 лет.

9 мая

9 мая отмечали катанием на лыжах и сноубордах. Некоторые пошли лазить все по той же скале. Склон был покрыт туманом, видимости никакой, зато снега было много, и падать в него было приятно (не то, что кататься).

Вечером отмечали окончание сбора и День Победы с кучей вкусностей, песнями, при романтическом свете свечек. Волков открыл шампанское, вылив половину в лицо сидящим рядом девочкам.

На следующий день собирались, ходили по кабакам, заядлые скалолазы еще раз сходили на скалу, а заядлые горнолыжники и сноубордисты еще покатались, и в 5 часов мы уже грузились в тот же небольшой красный автобус. Спускались вниз, где уже началось лето, цвела сирень, было тепло и зелено. А там – вокзал, поезд Невинномысск – Москва.

Каковы результаты сбора? Сходили только 1Б, Джаловчат Узловую. Новички стали значками. Младшие разрядники походили в горах весной. Все прошли акклиматизацию, которая многим пригодится для летних выездов. В Альпклубе МАИ появились новые люди, приятные во многих отношениях. Ура!

 
Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться -->
или
 
--> Зарегистрироваться <--
   

    




Подписаться на новости
 
Венто
Simond
ClimbLife - Путешествия на скалы
         
  © 1996–2024 Альпклуб МАИ