Альпклуб МАИ
     
 

Главная / очерки / ...

Памир 2004

Часть 2

Пик Ленина

Итак, после активной акклиматизации в ущелье Кызыл-су, 20 июля мы переезжаем на Луковую поляну. Наша группа состоит из 5 человек:
1. Волков Михаил КМС
2. Машенин Анндрей 1 разряд
3. Воробьев Александр 1 разряд
4. Воробьева Екатерина 1 разряд
5. Забегаев Дмитрий почти 2 разряд
На три дня под пик Ленина приехали так же Юра Уваров, Зоя Строганова, КуликоваМаша и Измайлов Серега. Остальные участники летних Памирских сборов альпклуба МАИ под давлением окончания сроков отпусков вынуждены были вернуться в Москву.

21 июля.

Итак, мы на Луковой поляне. Поставили свои палаточки около указателя направления к разным городам мира с обозначенным расстоянием до них. Вокруг ходят толпы иностранцев, ближе всего к нам палатки поляков. А самые заметные - грузины. Целая грузинская экспедиция. Погода тут, как и в Кызыл-су, не радует. Нам сообщают, что такой плохой погоды на Ленина не было уже очень давно. Поэтому взошедших на вершину, пока что считанные единицы.

Юра Уваров с Зоей и Машей сегодня ушли на 4200, Санька и Серега пошли штурмовать пик Петровского по 2А (правда, нарыли они там, по их охотничьим рассказам, на 4-ку как минимум), а у нас, четверых, день отдыха.

22 июля.

Сегодня выходим с Луковой поляны в 1-ый лагерь, на 4300. Вроде бы отдохнули вчера, сил поднабрались, но как же тяжело идется! Еще и путь муторный. Сначала на перевал забраться, потом на столько же спуститься обратно, а потом еще по леднику немеренно топать. Ох, наконец-то дошли…

23 июля.

Сегодня по плану выход на 5300. Погода, наконец, нас решила порадовать и показала солнце. Но прежде, чем выходить, мы прощаемся с Серегой Измайловым. Он, нагруженный лишними нашими вещами, возвращается на Луковую, что бы потом отправиться в Москву. Еще один отпуск кончился. Хорошо, что у нас с Санькой отпуск 42 дня. Единственный плюс государственного учреждения образования. Но что-то я не о том…

10.00. связываемся в одну связку-пятерку и начинаем движение. Мне сразу становится ясно, что сегодня не мой день. Правда, не только мне сегодня тяжело идти. Пожалуй,сегодня самый бодрый из нас – Санька. Проходит часа 2 пути. Мимо нас периодически спускаются люди. Кто на лыжах, кто – так, на своих двоих. Один из лыжников оказывается Дэном Жилиным, спускающимся на 4300 с тем, что бы завтра нас встречать на Луковой поляне. А тут мы сами ему на встречу! После небольшой беседы и обнадеживающих слов Дэна что нам еще «пилить и пилить» и что мы, в общем-то, еще недалеко ушли от 1-го лагеря, мы продолжаем медленно, но верно двигаться вверх.

Идем долго. Солнце жарит. Идти тяжко. Очень хочется пить. Но молчу. На мое счастье, пить хотелось и остальным. Поэтому останавливаемся и прямо на тропе разжигаем горелку, топим снег и, чуть позже, пьем теплую «Зуку». На все уходит минут 40. После отдыха идти становиться легче. Тропа не так круто идет наверх, солнце скрывается за облаками, в общем, жить можно. Так, через 7 часов (включая все остановки) после выхода с 4300 мы оказываемся во втором лагере, на 5300. Оказываемся весьма вовремя: внезапно поднимается сильный ветер, начинается снег. Но палатка уже стоит, можно прятаться. Вот только у Сашки порыв ветра вырывает коврик, катит его по склону и скидывает в одну из трещин. Да… Ну да разве это потеря, если вспомнить рюкзак Чистякова.

24 июля.

Ветер ревет всю ночь. Как на Курумдах, так что нам уже это привычно. Зато утром встаем – на небе ни облачка! Как давно такого не было! Выходим. Ну, наконец-то. Мой организм снова приобрел работоспособность. Кризис миновал. Так держать! Цель сегодня – Раздельная, 6100. Главная особенность сегодняшнего дня – ветер. Сначала он был порывистым, по мере набора высоты время между порывами сокращалось, а сами порывы становились длиннее. Так что вскоре ветер дул с завидным постоянством и весьма приличной силой. Надеваю пуховку. И еще раз мысленно благодарю Ксюху: что бы я без ее пуховки делала?

До 6100 остается преодолеть один, но долгий взлет. Перед нами группа из 5-ти человек. До них – метров 150. Мы спокойно топаем по проторенной ими тропе, но внезапно они разворачиваются и начинают спуск. Проходя мимо сообщают, что, во-первых, там слишком глубоко и сегодня не пройти, а во-вторых (это мнение 2-х чехов), там весьма лавиноопасно. Один из чехов идет, выпустив за собой лавинный шнур с бантиком на конце. «Ну, мы еще поборемся!» – говорит Мишаня и мы продолжаем путь вверх. К этому моменту нас догоняет Казанская сборная, человек 12. Мне они напоминают братьев близнецов. Уж больно одинаково их спонсоры одели. С ног до головы никакой разницы. Но ребята сильные, тут ничего не возразишь. В общем, их ударная группа вырывается вперед и прокладывает тропу. Так и вылезаем на Раздельную вперемешку с Казанцами. А на 6100 какой ветер! Насквозь пронизывает сквозь пуховку. Обычно, палатки ставят чуть ниже Раздельной, на перемычке, но тут хотя бы можно в склон врыться, а там от ветра никакого укрытия. Так что, остаемся тут.

25 июля.

Минимально облегчаемся. Оставляем заброску (часть продуктов, все системы, веревку и пр., что нам, по нашему мнению, не понадобиться). Все это складываем в мой рюкзак и аккуратно закапываем, оставляя ориентиром сломанную от чьей-то палатки стойку. Конечно, без рюкзака идти – плевое дело, и мне немного стыдно, что оставлен именно мой рюкзак. Поэтому, стараюсь идти первой, выбирать дорогу – чтоб остальным задачу облегчить. Правда, не всегда получалось. Так, за 3,5 часа достигаем высоты 6546 (по GPS). Тут, под потрясающе уютным камнем устраиваем штурмовой лагерь. Завтра попытаемся выйти отсюда на вершину. Погода, правда, мне не нравиться: весь день дул сильный ветер, сейчас он стих, зато на гору село облако и идет снег. Все это напоминает Курумды и не понятно, чего ждать завтра.

26 июля.

Встаем в 6.15. Не спеша собираемся, завтракаем. Аппетита особого нет, ярко выраженного желания двигаться - тоже. 8.30 Выходим. Погода ясная, ветер несильный. Внизу, под нами, облака. Красотища! Но очень холодно. Ноги и руки у всех сразу начинают мерзнуть. Вот и хорошая проверка для ботинок и рукавиц. Первые два часа часто останавливаемся и отчаянно машем руками и ногами, что бы разогнать в мерзнущих конечностях кровь.

Высота поначалу набирается легко и быстро. Путь от нашей палатки до 6900 занял чуть более 2-х часов. А вот дальше начинаются нудные снежные поля. Идти по ним нет никакого удовольствия. После полей снова начинаются скалы. Вернее, камни разных размеров, хаотично разбросанные по склону. Высота набирается ме-е-е-едленно… Начинает болеть голова. Погода потихоньку портиться. Облака то садятся на гору, и тогда видимость падает, и первый в нашей группе с трудом может разглядеть последнего, то сдуваются ветром чтоб лететь куда-то дальше. Хорошо, что мы видим следы. Перед нами, часах в двух, идет группа. А вот и они! Уже возвращаются. Значит, мы недалеко от вершины. Кстати, это же наши знакомые казанцы! Встреча произошла на высоте 7 000 «с копейками». Казанцы с сомнением посмотрели на нас и вынесли вердикт, что нам идти до вершины не меньше двух часов и вообще будет лучше, если мы туда не пойдем. Ха! Не на тех напали. То ли они не хотели признавать в нас сильную группу, то ли мы выглядели слабее, чем были, но от места встречи до вершины мы дошли за час.

Вершина сама по себе не очень приметная. Если бы не тряпки цветов российского флага и, вероятно, его символизирующих, да не несколько наклеек, оставленных кем-то на камнях, ничем бы этот бугор не отличался бы от остальных. Так выпало, что в момент выхода на вершину, была моя очередь тропить, поэтому, я вылезаю на нее первой. Поднимаю палку, машу ребятам – вершина, мол, и тут же еле-еле сдерживаю естественный порыв организма оставить здесь весь скудный завтрак. Да, лучше не делать лишних движений. А сердце – ликует! Все-таки 7134! Пик Ленина!!! Собравшись вместе, щелкаемся на Димкин Зенит. Голова уже болит достаточно сильно, и из всех возможных желаний остается только одно: поскорее вниз, в теплую, уютную, родную палатку. У остальных, похоже, это же желание преобладает над другими и мы начинаем спуск. Где-то на 6950 встречаем 2-х чехов и 1 казанца. Чуть ниже – еще один представитель казанской сборной. Выглядит он весьма помято и, кажется, он уже не совсем адекватен. Я мысленно сочувствую всем 4-рым, ведь им еще вверх топать, а мы – уже спускаемся.

Санька, Димка и я идем без кошек. Меня это немного напрягает. Идти легко, но впереди два крутых спуска: на 6900 и на 6700 Первый преодолеваем без приключений. Да и второй – тоже, вот только сразу за ним я получаю массу неприятных ощущений. Начав глиссировать, я достаточно быстро теряю равновесие, падаю и понимаю, что подо мной не снег, а жесткий фирн, переходящий в лед, и что контролировать свое движение по нему я, одетая в штаны и пуховку из замечательно скользящей ткани, я не могу. Пытаюсь зарубиться палками – палки вылетают из рук. Становиться очень страшно. Все это происходит в какие-то мгновенья. Мысль работает очень четко: впереди, чуть справа, небольшой снежный надув. Выглядит он очень ненадежно, большие сомнения, что он сможет меня остановить, но больше ничего подходящего нет. Левой ногой отталкиваюсь от склона, немного изменяя направление движения, врезаюсь в снежный надув и… останавливаюсь. Первые несколько мгновений сижу не шевелясь. Кажется, что сделай я хоть одно движение – и полечу дальше. Осторожно оборачиваюсь. Пытаюсь встать. Кажется, снег держит. Вижу, что палки мои не так далеко от меня. К ним уже спешит Санька – скинуть мне. Потом это падение мне всю ночь снилось. Только снежного надува во сне не было…

Выбираюсь на тропу. Санька решает преподать мне урок, как надо по фирну без кошек ходить. Но через несколько шагов фирн под его ногами переходит в лед, Санька подскальзывается, падает, начинает скользить вниз по склону… и тоже останавливается в снежном надуве. Слов нет, одни эмоции.

Дальнейший спуск до палаток проходит без приключений. И вот, спустя 8 часов (5 вверх, 3 вниз), мы «дома», в палатке на 6500. Поздно вечером к нам стучаться казанцы: двое их ребят, те, которых мы встретили на спуске, еще не вернулись с горы.

27 июля.

Спуск. Ура. Больше идти не надо. Какое облегчение. С чувством выполненного долга, Санька во время сборов ломает стойку от палатки.

Казанцы не показываются, видимо нашли вчера своих. Выходим. Доходим до палаток на 6400. Санька немного отстает, разговорившись с представителем грузинской экспедиции. В ожидании Саньки мы общаемся с чехами. Да, подтверждают они, казанская экспедиция сняла лагерь и ушла в низ. И тут… Видим неуверенную поступь одного представителя сборной Башкортастана! Он-то здесь что делает? Выглядит весьма неважно. Знакомимся, интересуемся причиной его тут пребывания и состоянием здоровья. И Костя нам рассказывает душераздирающую историю о том, как он и его напарник вернулись в лагерь затемно, их хорошо встретили, обогрели, напоили чаем и отправился он к своей палатке, в 50 метрах от палаток остальных. Но что-то произошло в его сознании, и до палатки он не дошел, так как не смог сориентироваться в окружающем пространстве. И он ходил всю ночь, искал сначала свою палатку, затем хоть чью-нибудь. Но не находил, так как ушел далеко. Утром грузинская сборная его повернула назад с высоты 6700. В это время остальные казанцы проснулись, собрались и пошли. Проходя мимо палатки Кости, последний проходящий мимо в нее заглянул, увидел, что Кости нет, крикнул остальным. Палатку собрали, решив, что Костя давно внизу, и что собрать палатку у него просто не было сил. И ушли.

Решаем спускаться вшестером. Доходим до Раздельной, находим заброску. Пьем чай. Спускаемся дальше. До 5300 доходим очень быстро. Снова небольшая передышка, и снова вниз. Теперь идем в связке-шестерке. И вот лагерь 4200. Костя находит, наконец, своих уже изрядно нервничающих «однополчан». Так одна сборная успокаивается, найдя своего потерянного члена, зато все больше и больше нервничают грузины. Сегодня их ударная группа вышла на вершину, а обратно, к палаткам на перемычке, один из них не вернулся. По словесному описанию Санька опознает, что пропал именно тот грузин, который с ним разговаривал на 6400. И вот к нам, вернее, к Сашке, идут горячие Тбилисские парни: где, мол, видел, о чем, мол, говорили?

(Забегая вперед скажу, что тот самый грузин, отец 5-х дочек, не нашелся и на следующий день. Его нашли только на третий день после пропажи, обстоятельства, при которых это произошло, покрыты тайной, как, впрочем, и состояние психическое и физическое самого грузина. Но главное чудо, что он был ЖИВ после ДВУХ холодных ночевок на высоте выше 6500, где он находился БЕЗ АККЛИМАТИЗАЦИИ).

28 июля.

Просыпаюсь с трудом: тело, чувствую, ватное, лицо – отекшее. Ох… И тут, о чудо, в палатку проникает рука Андрюхи, держащая… баночки с вишневым джемом и шоколадной пастой! ВАУ!!! Невероятная сила любви к сладкому моментально поднимает меня из спальника, желание получить часть увиденного в безраздельное пользование наполняет энергией, и я моментально покидаю палатку вслед за вожделенными баночками. А вскоре меня ждал второй шок: наш сосед, Миха из Москвы, угостил нас настоящим, не растворимым, кофе с НАСТОЯЩИМ ОСТАНКИНСКИМ МОЛОКОМ ИЗ ПАКЕТА!

А к вечеру мы были на Луковой поляне. Какое это ни с чем не сравнимое удовольствие – скинуть пластиковые ботинки и сопревшие носки и одеть легкие сандали на босую ногу! А арбуз! Не раз мы вспоминали о нем в снегах пика Ленина – как он там? Не испортился ли? Нет. Не испортился. Дождался нас и своего часа. Поздно вечером приезжает вахтовка. На ней завтра можно будет уехать в Ош. Почему-то становиться немного грустно…

29 июля.

А ведь до поезда – 10 дней! А ведь акклиматизация у нас сейчас – когда еще такая будет! А ведь казанская экспедиция переезжает под пик Коммунизма! Так может…? Ведь мы с Санькой любим авантюры! Да и Димку идея увлекла. Решено. Билеты отдаем Мише и Андрею (сдать в Москве), и втроем направляемся к руководителю сборной Башкортостана. Но… Нашим планам не суждено было сбыться. Не учли мы, что давно нет СССР-а, зато есть границы со злыми пограничниками, а погранпропуска просто так взять неоткуда. Казанцы аж месяц их под пик Коммунизма получали! Жаль, красивая была идея. Что ж, в следующий раз. Значит, домой. Значит, Москва. Значит,
«В суету городов и в потоки машин
возвращаемся мы – больше некуда деться…»

Немного грустно. Но… пора готовиться к новому сезону!
До встречи, Горы!

 
Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться -->
или
 
--> Зарегистрироваться <--
   

    




Подписаться на новости
 
Венто
Simond
ClimbLife - Путешествия на скалы
         
  © 1996–2024 Альпклуб МАИ