ОТЧЁТ
|
1 | Район | Китайский Памир, хребет Конгур-Музтаг | Примечание | |
2 | Ущелье | Калаксонг | ||
3 | Номер раздела по классификационной таблице 2001 года | 11.3 | ||
4 | Наименование вершины | Пик Коскулак | ||
5 | Название маршрута | по Северному ребру | ||
6 | Оценка сложности маршрута | 6А к.с. | первопрохождение | |
7 | Характер маршрута | Комбинированный | ||
8 | Перепад высоты на маршруте | 978 м | По альтиметру | |
9 | Протяженность маршрута | 2985 м | ||
10 | Протяженность участков | - 5 к.с. - 6 к.с. | 0 645м | |
11 | Средняя крутизна | - основной части маршрута - всего маршрута | 53град 21.5град | |
12 | Количество оставленных крючьев | - всего
- шлямбурных | 42 шт. 0 | |
13 | Использовано крючьев на маршруте | - шлямбурных стационарных - шлямбурных съемных | 0, в том числе ИТО - 0 0, в том числе ИТО - 0 | |
14 | Использовано всего ИТО | 23 | ||
15 | Продолжительность маршрута | - в ходовых часах команды - в днях | 84 часов 9 дней | |
16 | Руководитель | Волков Михаил Евгеньевич | КМС | |
17 | Участники | Воробьев Александр Илларионович
Машенин Андрей Александрович Синюшин Николай Геннадьевич Тарновский Игорь Евгеньевич | I р.
I р. КМС I р. | |
18 | Тренер | Лебедев Андрей Александрович | ||
19 | Выход на маршрут | 12 час. 00 мин. | 19.08.2005 | |
20 | Выход на вершину | 21 час. 00 мин. | 27.08.2005 | |
21 | Возвращение в базовый лагерь | 19 час. 30 мин. | 28.08.2005 |
1-маршрут по северному ребру,
2-маршрут по северному краю зап. склона (первовосхождение),
3-маршрут по южному краю западного склона.
Фото с южного края поляны Субаши 02.08.2005
Обзор района
Пик Коскулак находится в хребте Конгур-Музтаг в 5 километрах к югу от Музтаг-Аты (7546) и отделён от более высокого северного соседа седловиной 6081. Хребет имеет в районе Коскулака меридианальную направленность. К югу от вершины за седловиной 6220 возвышается безымянный массив 6841-6849. Пик Коскулак имеет протяжённый и пологий западный склон, к северу (на ледник Калаксонг) и к югу (на ледник Коскулак) вершина обрывается километровыми стенами, а на восток (на ледник Коксель) 2-х километровой стеной.
Пологий западный склон вершины на высоте около 4600-4800 метров плавно переходит в высокогорное плато. Здесь на высоте 4515 имеется озеро, к которому с запада с Каракорумского шоссе подходит грунтовая дорога. К озеру можно подойти также по вьючной тропе с северо-запада, начиная движение с караваном в юго-восточном углу (3850) поляны Субаши. Мы воспользовались именно этим путём. Вода в озере из-за обилия пасущегося рядом скота для питья не пригодна. Поэтому базовый лагерь мы поставили в 2,5 километрах северо-восточнее озера у чистого ручья на высоте 4700. Отсюда удобно выходить на маршруты по западному склону Коскулака и по северной стене.
Двигаясь по тропам от озера на юго-восток можно достичь языка ледника Коскулак, с которого возможны восхождения на вершину по южной стене и юго-восточному ребру. Подход к восточной стене Коскулака осуществляется от озера Каракуль по долине Кенгшиберсу и далее по орографически левой морене ледника Коксель.
Заезд на поляну Субаши практически совпадает с заездом в БЛ Музтаг-Аты (Кашгар-Упал-Гёз-Каракуль-Субаши) и отличается лишь съездом с Каракорумского шоссе – для подъезда к Коскулаку целесообразно свернуть с шоссе на восток на самом южном краю поляны Субаши перед серпантином дороги к перевалу Улуграбат (4098). Заезд к озеру 4515 осуществляется по грунтовой дороге, которая ответвляется от Каракорумского шоссе южнее перевала Улуграбат.
Погода в районе определяется не только антлантическими циклонами. В отличие от Бадахшанского Памира, сюда проникают муссоны с Тихого океана (с юго-востока Китая) и с Индийского океана (с юга по долине Инда и перевал Худоробад). Поэтому погода здесь менее устойчива и более походит на погоду в районе пика Победы. Продолжительных антициклонов здесь практически не бывает. В среднем погода меняется каждые 3-4 дня. Как следствие, в районе мало открытого льда, глубокий снежный покров, лавиноопасно. Снежный покров особенно тяжёл для передвижения на высотах 5200-6000 м. Выше снег уплотняется сильными ветрами и частично сдувается.
Район часто посещается, но в основном, это экспедиции на Музтаг-Ату по нё западному склону. Местное население встречается всюду, где есть трава (до высоты 4600-4800 м).
Схема маршрута в символах УИАА
Таблица участков маршрута
N | N базы в конце участк. | Характер участка | Высота начала | Высота конца | Технич. Сложн. | Сложн. с учётом высоты | Длина [м] | Крутизна [град.] |
1 | - | Сн. плато | 6050 | 6134 | 0 | 2 | 300 | 16 |
2 | R1 | Сн. склон | 6134 | 6306 | 2 | 4 | 300 | 35 |
3 | R3 | “Бараньи лбы” | 6306 | 6391 | 4 | 6 | 90 | 70 |
4 | R4 | Обход маятником монолитной скалы | 6391 | 6391 | 5 | 6 | 40 | 70 |
5 | - | Сн. склон | 6391 | 6426 | 2 | 4 | 70 | 30 |
6 | R6 | Полирован-ные ск. плиты | 6426 | 6443 | 5 | 6 | 20 | 60 |
7 | R7 | Ск. кулуар | 6443 | 6482 | 4 | 6 | 45 | 60 |
8 | R9 | Сн. склон | 6482 | 6567 | 2 | 4 | 170 | 30 |
9 | - | Заснеженные ск. плиты | 6567 | 6613 | 4 | 6 | 60 | 50 |
10 | R12 | Ск. стенка | 6613 | 6643 | 6 | 6 | 30 | 90 |
11 | R13 | Обледенелые скалы | 6643 | 6682 | 5 | 6 | 45 | 60 |
12 | R14 | Ск. стенка | 6682 | 6726 | 4 | 6 | 45 | 80 |
13 | R15 | Ск. внутренний угол и сн. карниз | 6726 | 6767 | 4 | 6 | 45 | 65 |
14 | R17 | Заснеженные скалы | 6767 | 6841 | 4 | 6 | 90 | 55 |
15 | R18 | Ск. стенка | 6841 | 6883 | 5 | 6 | 45 | 70 |
16 | R20 | Заснеженное ск. ребро | 6883 | 6952 | 4 | 6 | 90 | 50 |
17 | - | Сн.плато | 6952 | 6952 | 0 | 2 | 1000 | ~0 |
18 | - | Сн.-лд. гребень | 6952 | 7028 | 2 | 4 | 500 | 9 |
Количественные характеристики маршрута
Перепад высоты на маршруте | 978 м |
Протяженность маршрута | 2985 м |
Протяженность участков 5 кс | 0 м |
Протяженность участков 6 кс | 645 м |
Средняя крутизна основной части маршрута (участки 3-16) | 53 град. |
Средняя крутизна всего маршрута | 21,5 град. |
Фотоиллюстрации
Организация восхождения
Восхождение проводилось в рамках Комплексной горно-спортивной экспедиции СК МАИ на Китайский Памир, которая проходила с 25.07.2005 по 13.09.2005.
Фотографии выполнены участниками экспедиции А.Лебедевым, А.Машениным и О.Янчевским.
Организации экспедиции содействовали: Авиакомпания S7 (Сибирь), СИТЭС-Центр, ГлобалТел.
Хроника событий, составленная по телефонным сообщениям, поступавшим во время экспедиции
|