Альпклуб МАИ
     
 

Главная / очерки / ...

Сборы Альпклуба МАИ в Караколе
8 июля – 20 июля 2001

Начало

Место сборов было определено месяца за три до отъезда, а состав участников – значительно позже. Еще с зимы Миша Волков, Миша Русаков и Игорь Тарновский собирались поехать на Тянь-Шань и покорить Хан Тенгри. Ближе к весне они решили, что неплохо бы сначала акклиматизироваться где-нибудь пониже, чем семь тысяч метров. И тут возникла идея поехать в Каракол.

Студентам, рядовым членам альпклуба, мысль присоединиться к этой группе долгое время не приходила в голову. Да и встречных предложений не поступало. Собирались в Джантуган. Но в середине июня в Киргизию вдруг решили ехать все. Все, кому позволяли средства. При этом собравшихся в горы девушек почему-то стало меньше. А всего собралось 13 человек.

Несколько слов обо всех участниках

Миша Волков – тренер альпклуба МАИ!
Миша Русаков – главный тренер по лыжам.
Игорь Тарновский и Юрик Гришин – старшие разрядники.
Абрамчик$ – альпинист второго разряда.
Егор Веричев, Дима Забегаев и Ксения Кочнева – младшие разрядники.
Наташа Банникова – главврач.
Анатолий Карпов и Андрей Машенин – старшие разрядники.
Саша и Катя Воробьевы имеют второй разряд, они первый раз выехали с альпклубом МАИ.

3 июля часть группы во главе с Мишей Волковым выехала с Казанского вокзала поездом Москва-Бишкек. Кроме Волкова были там Миша Русаков, Игорь, Наташа, Юрик, Абрамчик, Егор, Дима и Ксения.
Ехали три дня, пили пиво, ели рыбу. На третий день перешли на дыни и арбузы. Смотрели в окно на бескрайние казахские степи.

В Бишкеке, ранним утром 7 июля произошла исторически важная встреча с участниками, прибывшими самолетом: Карповым, Машениным, Сашей и Катей. После бессонной ночи и полета в душном самолете они имели вид усталый и болезненный.
Здесь же всех прибывших встретил Игорь Ханин на большой желтой машине марки ГАЗ-66 (или вахтовке). Игорь Ханин – местный киргизский альпинист, борец за возрождение альпинизма на Тянь-Шане. Карпов вышел на него через интернет и договорился о приезде. Игорь Ханин очень помог в организации сборов. За что ему большое спасибо.
На упомянутой желтой вахтовке мы ехали часов восемь по Киргизии. Большую часть времени – вдоль озера Иссык-Куль. Чудесное, огромное, чистое озеро, в котором мы по пути искупались. Уже стемнело, а машина все прыгала по каким-то камням и колдобинам, мимо речек и деревьев, еле различимых в ночи. Наконец, замученные дорогой альпинисты выгрузились в долине, в кромешной тьме. И уснули – кто в палатках, а кто так, на свежем горном воздухе.
Так началась наша горная каракольская эпопея – на 13 дней для 13 альпинистов.

Акклиматизация

На утро оказалось, что спали мы на дороге, и лагерь надо бы поставить на другом берегу реки. Весь день ушел на установку лагеря и обустройство быта. Поставили большую оранжевую продуктовую палатку и загрузили ее всю продуктами. Построили "био" туалет, проявив чудеса инженерно-конструкторской мысли. Соорудили классную кухню и столовую из чистого дерева. Ну и поставили свои палатки, тоже исключительно замечательные.
А 9 июля мы отправились на подход, в ущелье Аю-Тор. К вечеру забрались на ночевки и, поужинав, любовались окружающими красотами. В наших планах было провести снежно-ледовые занятия и сходить маршрут 2б на вершину ГТО.

На следующий день вспоминали, как ходить в кошках и зарубаться на мокром леднике. Потормозили, отрабатывая взаимодействие в связках. К концу дня, после ужина, из наших рядов выбыл Егор. У него вдруг поднялась температура, стал он грустным и несчастным, и решили вести его вниз. Миша Русаков, как самый опытный и ответственный человек, с большой охотой вызвался его сопровождать. Не успели они покинуть лагерь, как среди оставшихся началась дележка снаряги. Из егоровских вещей были изъяты кошки, ледоруб и штаны Goretex. И даже не потому, что нам чего-то не хватало. Просто, раз уж сам Егор не пошел на гору, надо было хоть вещи его туда занести. Конечно, отобрали самое нужное.

Итак, 11 июля, ясным лунным утром (3 часа) мы вышли с ночевок. Большой толпой, связками по 3 человека, взбирались мы по снежно-ледовым склонам, потом – по каменной сыпухе, потом – опять по снегу и льду. Перепрыгивали через трещины, боролись с горняшкой. И к 10 часам достигли вершины ГТО! Ну, посидели там, посмотрели по сторонам – красота! Потом посмотрели записку… И выяснили, что сидим-то на Южной ГТО, а надо нам на Северную. И тогда на соседнюю вершину был отправлен передовой отряд, в который вошли Дима, Саня и Юрик. Вслед за ними отправились Волков и Карпов – с целью проконтролировать процесс продвижения к вершине.

К обеду все были уже на ночевках. Отчаявшись доесть все, что притащили с собой, стали спускаться в лагерь, в Каракольское ущелье. Там Миша Русаков готовил на каждого яичницу из 10 яиц и угощал компотом. А Егор отводил всех желающих, туда где можно было принять ванну. Он обещал чистую, теплую воду, но, увы, вода была там мутная, холодная и мокрая.

В день отдыха, как и положено, не отдыхали. Кто ходил за айраном, кто лагерь обустраивал, кто в лес, кто по дрова… И много ели.
И еще с безумным азартом обсуждали дальнейшие планы. А планы были великие.

Ледник

Решили сходить два маршрута 4а категории сложности, на горы Слоненок и Джигит. И с этой целью 13 июля в 13:00 в полном составе вышли на подход в Каракольское ущелье. Почему так поздно? Потому что накануне договорились с местными жителями, чтобы они подвезли наши рюкзаки на лошадях до ледника. Правда, лошадей пришлось ждать долго, и шли они медленно. Зато мы шли очень быстро, радуясь приятному чувству легкости и своей сообразительности. Но потом пошел дождь с градом, и мы подумали, что лучше бы нам не расставаться с рюкзаками. Промокли, замерзли, дождались лошадей и поняли, что дело к вечеру, а ледник еще впереди. И остановились на ночевку.

Безумные альпинисты Катя и Саша решили сделать заброску на ледник и ушли. Вернулись ночью… и не на тот берег реки!!! Переправиться было невозможно. Мы им сочувствовали и светили фонариком, потом уснули. А Саше с Катей осталось только ждать рассвета и возвращаться снова через ледник. Вот так вот, не дойдя до горы, схватили ребята тренировочную холодную ночевку. Впоследствии оказалось, что тренировка эта не была напрасной.

На следующий день поднялись на ледник, под Слоненка и Джигита. Слоненок, если пофантазировать, и правда похож на слоненка. А вот Джигит на джигита непохож. Но тоже страшен. Справа от нас – огромный пик Каракольский, с которого временами сходили лавины. Слева – спокойный, бесснежный пик Тама. Среди всей этой красоты мы жили долгое время.

Выход на Слоненка первой группы (Волков, Миша Русаков, Игорь, Юрик, Дима, Ксюха) оказался неудачным. Полезли на скалы не в том месте и вылезли, соответственно, не там, где нужно… Когда осознали ошибку и вышли на правильный маршрут, уже рассвело. Погода была непонятная. Подумав, что все это ей не нравится, Ксюха пошла к ночевкам и успела к завтраку. Русаков Миша тоже хотел позавтракать, но волевым решением Волкова был оставлен штурмовать Слоненка. В результате прошли скалы, вышли на снег, посидели час под тентом, скрываясь от метели, и успели к ужину.

На следующий день, 16 июля, в бой пошли Анатолий Карпов, Машенин, Абрамчик, Егор и Катя с Сашей. С погодой им повезло, они штурмовали гору при ярком солнце. И все обгорели, так как никто не подумал взять с собой крем. Горняшка била каждого, всех по-разному. Абрамчик и Егор остались на перемычке, где рыли пещерку (получилась небольшая яма) и ели снег с сухарями. Остальные, оставив им ледобуры, аптечку и рацию, пошли дальше. А там, перед вершиной, оказался самый сложный участок маршрута. Пришлось ползти по крутому снежному склону, который вскоре перешел в ледовый. А ледобуров с собой уже не было - ведь их забыли у Абрамчика и Егора. На вершине ненадолго набежала непогода. И был там поражающий воображение снежный карниз. Посмотрев на все, устремились вниз. Засветло дошли до скал и всю ночь дюльферяли. Спустились только ранним утром следующего дня, вконец измученные горой. Так был покорен Слоненок. Ура! Кстати, для Кати это была первая четверка (Поздравляем!!!).

Пока наверху шла эта нелегкая борьба, группа поддержки внизу томилась ожиданием и завистью. И еще вдруг стало ясно, что продуктов не хватает. Ближе к вечеру все решили размяться. Миша Русаков и Игорь отправились за заброской в ущелье, под ледник. Юрик, чуть позже, рванул в базовый лагерь, получив длинный список продуктов. Первые гонцы вернулись с едой уже в девять вечера. Юрик пришел с большим рюкзаком рано утром. Мы-то думали, он будет в лагере есть яичницу и пить пиво, а он почти не спал и принес нам, кроме всего заказанного, овощей и хлеба. Итак, запас продуктов теперь был. Можно было продолжать покорение вершин.

Волков, Игорь, Юрик и Миша Русаков утром 17 июля вышли на Джигит. Запланировали 1 или 2 ночевки на маршруте (якобы для акклиматизации).

Карпов и Машенин отправились вниз – есть яичницу и пить пиво (которое обещал привезти Ханин). С ними за компанию пошла Ксения.

Неутомимый Саня решил идти на Джигит через день, вместе с бесстрашным Димкой.

Наташа и Катя остались ждать на леднике. Подобно женам декабристов, они терпеливо сносили холод и голод еще три дня. Подкрепляли свои силы сгущенкой (другая еда опять кончилась) и регулярно выходили на связь.

Абрамчик и Егор хотели сделать траверс окрестных вершин и покорить непокоренные еще горы. Потом проспали подъем и, поругавшись, пошли вниз, по следам Карпова, Машенина и Ксюхи.

На леднике же еще больше похолодало, все покрылось толстым слоем снега.

Завершение

Анатолий, Андрей и Ксюха напились пива и выспались, познакомились с новоприбывшими альпинистами из Новгорода и Варшавы, встретили Абрамчика и Егора и отправились обратно на ледник. Хотелось сходить еще одну гору.
Но уже под ледником встретили Волкова и компанию, спустившихся с Джигита. Сходили они хорошо. Объелись кураги, которой взяли слишком много. Для акклиматизации (якобы) устроили на спуске с горы вторую ночевку. Все были довольные и усталые, мыслями – в лагере, где ждали пиво и баня, только что устроенная.
Волков уверил всех, что оставшиеся еще наверху Катя, Саша и Дима тоже сегодня спускаются. Идти вверх как-то расхотелось, да и времени, очевидно, не хватало. И все же на ледник Карпову и Машенину подняться пришлось: оставленную снарягу предусмотрительно никто не захватил. Ксюха осталась на месте встречи обустраивать ночевку, Волков и компания пошли вниз.

Часов в 7 с ледника спустились Саня, Катя и Дима. Саня и Дима тоже сходили на Джигит нормально. Правда, ночевали в трещине. Палатку, оставленную предыдущей группой, они прошли, а тент не взяли. К ночи, начали было рыть пещерку. Потом Димка провалился в трещину, и ему там понравилось. Там и заночевали. Намучились, но жизнью были довольны. А все благодаря предыдущим тренировкам (ведь у Сани уже была практика холодной ночевки). Стремились добраться до лагеря, во что бы то ни стало, в тот же день. И все же засиделись за рассказами с Ксюхой, а там уже стемнело. Решили все вместе спускаться на следующий день. Вскоре дошли и Анатолий с Андреем, со снаряжением. Дожидаясь ужина, вели разговоры с парой альпинистов из Тольятти, работающих здесь гидами для иностранцев. Они рассказывали про свою жизнь и критиковали Ханина, а мы им не верили.

В лагерь пришли днем 20 июля. А там уже полным ходом шла подготовка к отмечанию 20-летия Егора! Готовили до самой темноты, а в темноте все съели. Количество съеденного описанию не подлежит, поскольку было темно и ничего не видно. Главное – суперкалорийный торт собственного изготовления. Ну и деликатесами себя побаловали – всякими там ананасами из банок, креветками, коньяком, анчоусами… Фанаты чистого образа жизни в ночи сходили в баню (в течение всего дня ее никак не могли раскочегарить). И, конечно, пели песни, кто во что горазд. Хит сезона – "А на окне станичники, гуляй да пой, наличники!" Самые стойкие пели до 3 утра, пока не кончился спирт.

Так вот и догуляли в Караколе. Хотелось, конечно, сходить еще на какую-нибудь гору, побыть там подольше. Но, что поделаешь, – пора. Закончился 13-й день в Караколе, 20 июля. А дальше – собрали рюкзаки, оставили нашему лагерному сторожу, другу и просто хорошему человеку Аману кучу еды, сели в желтую вахтовку и уехали.

Когда мы уедем, уйдем, улетим,
Когда оседлаем мы наши машины,
Какими здесь станут пустыми пути,
Как будут без нас одиноки вершины…

Но на самом деле уехали только четыре человека: Карпов, Машенин и Ксюха с Наташкой. А остальные отправились на Хан Тенгри. См. Дневник Абрамчика.

Ксения Кочнева

 
Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться -->
или
 
--> Зарегистрироваться <--

   

    




Подписаться на новости
 
Camp Russia
Скалолазный центр BigWall на Савеловской
Simond

         
  © 1996–2024 Альпклуб МАИ