Альпклуб МАИ
     
 

Главная / знания / ...

Продолжая тему надежного/ненадежного схватывающего узла

При подготовке ответов на вопросы по делу АЦ "Ак-Тру" бросилось в глаза явное несоответствие серьезности поставленных судом вопросов и источниками в виде разнообразной альпинистской печатной продукции. В более чем в 100 (советского и дореволюционного периодов) различных учебниках, методических разработках и пособиях, учебных Программах по альпинизму издания 1940, 1946, 1948, 1950, 1952, 1954, 1963, 1972, 1975,1985, 1987 годов, обнаружился в полном смысле информационный и учебный голод на тему "Организация навесных переправ через горные реки". Наряду с подробно и иной раз с излишней скрупулезностью, в этих же пособиях широко освещены вопросы техники и правил передвижения по различному горному рельефу, и только в 43 из указанных 100, отрывочно и фрагментарно приведены сведения по навесным переправам. Но в них нет четкой и ясной картины, что нужно делать и чего нельзя делать не только проводя реальную переправу, но и во время учебных занятий, и, тем более, при налаживании системы полиспаста.
 
В силу различных обстоятельств, автору пришлось ознакомиться и с печатными работами, подготовленными и изданными для нужд различных видов туризма (горный туризм, пешеходный, различные соревнования по туристской технике). Примечательно – во многом вопросы организации переправ через горные реки, организация и работа с полиспастом, совпадают с тем, как они трактуются для нужд альпинизма. Но! Во многом и нередко принципиально, имеют свои отличия. Не об этом. В указанных изданиях заметно постоянное стремление к совершенствованию порядка проведения занятий и соревнований по данной теме. Дело дошло до того, что у туристов есть единые требования по сортаменту веревок и прочего снаряжения для применения для навесных переправ (натяжении перил) Более того, есть четкие рекомендации по виду, диаметру и характеру допускаемых к использованию силовых блоков для применения в системах полиспаста. Ни в одном из упомянутых отечественных изданиях по альпинизму не удалось найти рекомендаций и характерных особенностей систем полиспаста, натягивания веревок и даже способа переправы первого на противоположный берег для закрепления там концов рабочих веревок, не говоря о том, как будет переправляться последний участник группы?!
 
Все это вместе взятое натолкнуло автора на попытку создания определенного регламента (Порядка) в этих вопросах. Результат попытки предлагается для уточнения и пополнения со стороны не только альпинистов, но и горных туристов. К последним отдельная просьба: "Уважаемые коллеги из туризма! Поскольку эта попытка носит узко специальный характер (альпинизм), не стремитесь к расширению и созданию единого Порядка. Автор не ставит такой цели ни перед собой, ни перед читателями".
 
Итак:
 
Порядок организации воздушной (навесной) переправы и организации системы полиспаста:

 
  • Цели, задачи – данный вид переправы имеет, как минимум, три назначения:
     
    1-е – учебное (НП-1), которое носит демонстрационный (ознакомительный) характер. Организуется "посуху" между двумя деревьями или отдельными скальными блоками. Демонстрационная навеска производится силами инструкторов и стажеров. Веревки для переправы не натягиваются до рабочего состояния. После демонстрации, участники под наблюдением и руководством инструктора, повторяют порядок организации переправы и налаживания системы полиспаста и снова самостоятельно разбирают их.
     
    2-е – практическое, для переправы через горную реку большого числа людей и значительных грузов (экспедиционный характер АМ), в случае отсутствия условий для любого другого более легко организуемого способа;
     
    3-е – применение в соревнованиях по различным видам туризма (в альпинизме подобное не практикуется).

  •  
  • Выбор места и характер переправы – для организации переправы следует выбрать наиболее удобное место для организации страховки, закрепления веревок, нахождения людей и наблюдения за переправой. В зависимости от уровня противоположного берега, натянутые веревки могут иметь горизонтальный, наклонный (5-15°) и круто наклонный характер. В зависимости от протяженности, объемов груза и числа людей, подлежащих переправе, организуется навешивание одной или сдвоенной рабочей веревки.

  •  
  • Необходимое снаряжение – для учебных целей: веревка основная – 2 х 30 м, репшнур – 1 х 40 м, концы репшнура по 5 м – 4-5 шт., ледоруб – 1, карабины – 10 шт., Для рабочих переправ набор снаряжения диктуется конкретными условиями места переправы и ее задачами. Для соревнований – Правилами и Положением о соревнованиях.

  •  
  • Организация страховки – в тех случаях, когда рабочая площадка имеет ограниченные размеры, оканчивается стеной, сбросом берега к реке и т.п., она должна быть обеспечена постоянной страховкой: вдоль площадки натягивается нитка тугих перил; возможна организация отдельных точек самостраховки (в этом случае петля не должна превышать глубину площадки, чтобы при случайном падении или проскальзывании, человек не вывалился за пределы площадки); те, кто стоят у края рабочей площадки и помогают переправляющимся пристегнуться к веревке, должны быть на отдельной самостраховке, петля – в натяг.
     
    Прежде чем начать переправу, следует проверить правильность организации точек закрепления, состояния веревок (иногда под нагрузкой натяжения у веревок б/у наблюдается разрыв отдельных прядей оплетки, такую веревку следует заменить).

  •  
  • Переправа первого человека на противоположный берег – это достаточно трудная тактико-техническая задача. Ее решением может быть переправа в брод с шестом и на двойной страховке. Для этого следует выбрать ранние часы (малая вода) или идти в воду на закате солнца, когда спадет пик активности воды. В данном случае, первому следует иметь с собой набор снаряжения, которое может понадобиться для закрепления конца рабочей веревки/веревок и запас сухих теплых вещей, чтобы переодеться после "купания". Возможен подъем далеко вверх по течению, чтобы по снежному мосту или выступающим камням переправиться и вернуться по противоположному берегу к месту организации переправы.

  •  
  • Закрепление веревок – в зависимости от рельефа точками закрепления веревок могут быть: петли вокруг ствола дерева, на сблокированных крючьях; отдельном большом скальном блоке. Две веревки, нижняя для скользящего карабина (ролика) и верхняя (в 50-70 см. выше нижней) для подстраховки нижней и скользящего карабина самостраховки переправляющегося, закрепляются на обоих берегах реки. Желательно, чтобы конец любой веревки задействованной для организации переправы, имел свою отдельную точку закрепления (карабин).

  •  
  • Навязывание полиспаста и натягивание рабочей веревки/веревок. Для их натягивания применяется система полиспаста. Одинарный полиспаст вяжется следующим образом: на рабочей веревке завязываются два узла Бахмана (Гарда, "шунт" или закрепляются другие сертифицированные технические приспособления), исключающими применение достаточно не надежного схватывающего узла. Один узел выполняет роль тянущего, а второй – страхующего (держащего). К ним привязываются петли из двойного (или нового) репшнура, причем петля тянущего узла должна быть максимально короткой длины, чтобы исключить амортизацию и растяжение петель репшнура. Обе петли крепятся карабинами на независимых точках закрепления. Остатка рабочей веревки выходящего из полиспаста должно хватить, чтобы перекрыть глубину площадки и обеспечить свободную работу двух-трех тянущих ее.

  •  
    Для усиления надежности системы, на верхнюю точку закрепления тянущего участка веревки следует навесить узел Гарда. Это даст дополнительное торможение и исключит возможность случайного проскальзывания веревки в полиспасте.
     
    По окончании натяжения веревки/веревок ее свободная часть заводится за дерево в два-три оборота и закрепляется на карабине или завязывается шкотовым узлом на одном из карабинов. В случае закрепления веревок через скальный выступ, на сблокированных крючьях и т.д. это закрепление производится за отдельный карабин шкотовым узлом (контрольный узел или карабин – обязательны!). После этого можно снять полиспаст.
     
    Для переправы последнего с исходного берега может применяться следующий прием. Последний участник переправы развязывает и снимает систему полиспаста и делает закрепление двух связанных веревок (как в дюльфере) вокруг дерева, пропуская ее через проушину крюка, карабин, петлю и т.д. После этого на противоположном берегу натягивают обе (!) веревки. Последний участник пристегивается к веревкам и осуществляет переправу через реку. До начала движения он должен свободным карабином, пристегнутым к ИСС разделить, две рабочие веревки, с тем, чтобы после окончания его переправы можно было знать, за какую веревку следует тянуть и возвращать веревки к себе.
     
  • Навеска вытяжной веревки и "сидушки" – для подстраховки переправляющегося и возвращения "сидушки" на исходный берег, к скользящему карабину (ролику) проводником пристегивается средина длинного репшнура перекрывающего площадку исходного и противоположного берега и оставляющего некоторый запас для страховки. "Сидушка" крепится к рабочей веревке скользящим карабином или карабином с роликом. Концы репшнура подвески должны быть такой долины, чтобы сидя на "сидушке" (находясь в ИСС) поднятой вверх рукой можно было свободно дотянуться до карабина и веревки. Если "сидушка" делается из ледоруба, то петли одинаковой длины закрепляются на головке и около штычка ледоруба. Отдельная петля самостраховки (в три-четыре петли) защелкивается в скользящий карабин или в карабин с роликом идущего по верхней подстраховывающей веревке.

  •  
  • Переправа и "приземление" на другом берегу – во время движения можно держаться руками за петлю самостраховки. При подтягивании себя на веревке (большой провис рабочей веревки) недопустимо положение рук впереди (по ходу) карабина или ролика. Только за ними! При "подъезде" на противоположный берег, подогнуть под себя ноги и если позволяет глубина провиса, возле точки закрепления веревки/веревок, опустить их и встать на землю. С помощью помощника, освободится от подвески. Если глубина провиса веревки не позволяет сразу встать на ноги, то здесь должна быть сооружена опора для ног (навешены лесенки, к примеру). На исходном берегу на краю площадки должен находиться минимум один человек – помощник для подвески переправляющегося.

  •  
    Характерные ошибки при работе с полиспастом:
     
  • При натяжении полиспаста, инструктора заставляют участников отделения дернуть (натянуть) веревку с максимальным усилием – это является большой методической ошибкой. Если учесть, что человек может тянуть веревку с усилием в 100 кг, то отделение в пять-шесть человек, да при команде "дернуть посильнее!", может создать кратковременное усилие на веревку до 1 т. Прежде чем отдавать команду о натяжении веревки, следует оценить ситуацию – надо ли так сильно тянуть? – т.е. оценить длину, высоты до препятствия, опоры и т.д.

  •  
  • При натяжении веревок не допускать единой линии веревок по отношению к точке закрепления. Для того чтобы не сработала система равнодействующих сил, цепочку участников, тянущих веревки, следует поставить в стороне от этой линии, как минимум на 1 метр. В этом случае при обрыве схватывающего узла карабин пролетит мимо цепочки участников, тянущих веревку, т.к. в этом случае будут действовать две силы, не лежащие в одной плоскости, и эта схема не будет иметь равнодействующего значения.

  •  
  • Не редко для налаживания системы полиспаста применяется схватывающий узел, а выходящие из него петли репшнура завязываются на всю их длину. Это создает условия для возникновения значительной амортизации в прядях репшнура и превышает уровень допустимой нагрузки на репшнур. Расстояние между тянущим узлом и петлей проводника должно быть минимально коротким. Вместо прусика можно применять узлы Бахмана, Гарда, карабинный или ставить сертифицированное техническое приспособление.
    (На практике применяются схемы, в которых вообще не используется узел прусика, в частности, для натяжения веревок используются тянущие карабины в виде карабинного тормоза (стопор при этом не делается), а при окончательном закреплении веревка/веревки оборачивается вокруг дерева, скального выступа в два-три оборота и закрепляется, например, шкотовым узлом, который легко распускается при снятии системы).

  •  
  • Завязывая в системе полиспаста т.н. австрийский схватывающий узел (у которого часть репшнура продевается сквозь петельку), следует знать, что он обладает скрытым отрицательным свойством – у него значительно теряется прочность именно в точке перегибания репшнура в петельке.

  •  
  • Завязывая узлы, которые будут задействованы в системе полиспаста, альпинисты часто не обращают внимания на то, что прилагаемые при этом нагрузки настолько сильно затянут пряди узлов, что свободно развязать их не всегда удается. До начала приложения нагрузки, в пряди узлов следует вставить ветку или палочку (толщиной в палец), или плоский крюк - это позволит без особых усилий развязать узлы.

  •  
  • В проводник тянущего узла, как правило, вставляют только один карабин. При этом образуется крутой перегиб веревки и снижается способность скольжения веревки. Для создания большего радиуса перегиба тянущей веревки и увеличения надежности точки закрепления, сюда следует вставлять два карабина.


  • И в конце - небольшой совет, который продиктован не альпинистским опытом, а скорее здравым смыслом. Как то проходя мимо команды мужиков, вытаскивающих из грязи лебедкой тяжелый джип, я заметил, что один из них набросил на 8 мм трос брезентовую робу. После нескольких неудачных рывков трос лопнул, попав одним из оторвавшихся концов прямо в тряпку, и мягко упал на землю. Роба погасила удар, который мог бы оказаться роковым, попади он в человека. Отсюда вывод - ДУМАЙТЕ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ДЕЛАТЬ. Попробуйте предсказать возможные последствия Ваших действий на несколько шагов вперед. От подобных мелочей, как эта брезентовая куртка может иногда зависеть Ваша ЖИЗНЬ.
     
    Автор: П.П.Захаров, zaharovpavel@gmail.com
     
    Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться -->
    или
     
    --> Зарегистрироваться <--
       

        




    Подписаться на новости
     
    Венто
    Simond
    ClimbLife - Путешествия на скалы
             
      © 1996–2024 Альпклуб МАИ