Альпклуб МАИ

Главная / очерки / ...

Как я провел лето (Версия 0.0.0.1)

Автор: Витя Поляков

То, что здесь написано, писалось для сайта Альпклуба МАИ, поэтому, чтобы понять о чем идет речь, сначала нужно ознакомиться с Отчетом о сборах Альпклуба МАИ в Домбае летом 2007 года.

Итак, объективный взгляд на "Субъективный взгляд участника из отделения новичков".

В связи с тем, что я нахожусь не в Москве, у меня нет Интернета, и есть не все фотографии, которые я бы хотел посмотреть и вспомнить подробности, а самое главное – по причине моей природной лени, я до сих пор ничего еще не написал о Домбайских сборах.

Сейчас попытаюсь чего-нибудь скреативить, но думаю, что это будут комментарии, изменения и дополнения к Женьковскому дневнику.

Итак, комментарии к:

прологу:

Для меня сборы тоже начались с того, что Вова решил купить билеты, но это произошло чуть раньше чем у Женька. Тогда я с Ксюхой съездил на Белорусский вокзал, где мы пообщались и с кассирами, и с дежурными по вокзалу, и..., и ..., ... Потом были тайные встречи в метро, передача наличности и дикое желание съездить в “Экстрим” за покупками.

Через пару дней подключился Женек, и об этом можно прочитать у него. Остается добавить только то, что, если вам вдруг когда-нибудь понадобится распечатать текст на своей же бумажке, на которой уже стоит печать и подпись, а больше ничего нет, то лучше всего с этой проблемой идти в Главпочтамт, что на “Чистых прудах”, там есть мальчик, с, которым можно договориться за 7 рублей. Ну и еще, помните что “Ксюхина дипломатичность” работает только один раз – когда мы поехали за обратными билетами и попали к той же кассирше, она заявила, что “нэт билэт”, пришлось вести переговоры с другой...

Всё, что нажито непосильным трудом, я сгрузил в рюкзак за неделю до поезда и уехал в славный город Бабруйск Рыбинск, где проходил практику на секретном заводе в секретных цехах, но это совсем другая история...
С практики я свалил на день раньше, чем положено, и поехал в Москву. В пятницу 13-го утром добрался до общаги, дособирал оставшиеся шмотки, понял, что до вокзала не дотяну свое добро – тут помощник нужен! И отправился на поиски Homo Sapiens.
Ну, вот, даже не заметил, что забрался в следующую главу рассказа – «13 июля»

13 июля

Про этот замечательный день хочется добавить лишь то, что еще задолго до покупки билетов, во время обсуждения планов на лето, Анатолий Карпов просил не брать билеты на 13-е число, а тем более на пятницу. В итоге суеверный стажер ехал в пятницу 13-го на поезде Москва-Грозный на 13-м месте.

14 июля

В этот день Серега был как всегда крут – порадовал мешком с тряпками. Дальше было еще веселее. Водила показал нам кучу вечных огней, потом при подъезде к какому-то КПП сказал, что будет контроль документов. Я уже начал паниковать, что меня задержат как почти натовского шпиона, но всех нас спас все тот же остроумный водятел, который в окно крикнул, что везет «этих самых, как их – по горам бегают». Проверяющие поняли, что в автобусе бараны и ничего проверять не стали.

15 июля

Тут Женек или что-то выдумал, или у нас утро началось по-разному. Когда я вышел из автобуса, не увидел ни зеленых склонов, ни скал, ни снега – всё было в тумане. Почувствовав себя ежиком, я пошел искать туалет, который оказался в очень живописном месте – в точке слияния двух горных рек. Скалы я заметил только через окно в кафе, где старшие разрядники восхищались Белалакаей.

После заселения кто-то поехал на рынок, кто-то пошел гулять «наверх», а я готовил обед, а потом оказался в числе тех, кто тащил еду, купленную на рынке…

16 июля

Акклиматизационный выход на кругозор под Семенова-Баши.

Начну с того, что это был единственный день, когда нас не встретили лесники. Судя по всему, не любят они «работать» после дождя – мокро ведь.

На подходе сразу поразили огромные деревья, которые можно обхватить только всем отделением, и камни размером с дом, разбросанные по лесу. Сказывается то, что до этого никогда не был в горных районах.

В отличие от «дружественного отделения», мы не растягивались и никто не отставал – темп задавал инструктор, и все старались его придерживаться. Но при спуске от основной группы сильно оторвались 3 человека, за что получили по шапке, и больше такого не повторялось.

В этот день я впервые столкнулся с альпийскими лугами и впервые стал ненавидеть эти огороды – шли мы после дождя и в тумане, поэтому из-за травы, которая порой была выше меня, я вымок насквозь. Еще я не полюбил домбайских ос, которые полюбили меня…

17 июля

«Скальные занятия». На подходе к занятиям мы впервые столкнулись с «доблестными сторожами заповедника», однако этот друг мне напомнил не служителя закона, а товарища Бендера, который в свое время собирал деньги, чтоб «Провал не проваливался». Отдав по 20 рублей на то, чтоб тропа не протаптывалась, пошли искать скалы. (Кстати, барыга клялся и божился, что выпишет нам «билеты», только у него сейчас бланки кончились. Боюсь, что он сейчас сидит на тропе и переживает, что мы за билетами не вернулись).

Оставив группу Ерохина на скалах, мы отработали прохождение кулуара в связках, побросали друг на друга камни, и, когда нас догнал инструктор, оказалось, что мы опять слошили и пробежали мимо тот участок, где были запланированы занятия…
Несмотря на это происшествие, успели позаниматься – организовывали станции, лазали, поднимались вверх и спускались вниз. Вспомнили про «Спортивный спуск», спуск последнего с продергиванием веревки и даже попросили, чтобы Владимир Юрьевич показал, что такое Классический Дюльфер (многие были в шоке).

18 июля

Отдыхали, слушали правила восхождения, вспоминали узлы. По дороге к водопадам проснулось чувство ненависти к людям – ехал на Кавказ отдохнуть от Москвы, а тут то же самое – шум, крик, мелькание перед глазами... Поразили последствия сходов лавин и красота несущейся вниз воды. По дороге домой проснулось чувство ненависти к осам, которые два раза укусили в ногу и один раз в ухо…

19 июля

Утро началось с разговора с лесниками… После счастливого завершения переговоров пошли дальше и наткнулись на табличку. Строки из песни Высоцкого, написанные на ней, крутились у меня в голове до самого окончания сборов – зацепило

Нет алых роз, и траурных лент,
И не похож на монумент,
Тот камень, что покой тебе подарил.

Подход понравился. Шли по скалам вдоль водопада. Инструктор периодически останавливал и предлагал посмотреть по сторонам – сзади стоял Семенов-Баши, на которого впоследствии мы сходили, слева лежал огромный Зубр-Домбай, а справа закрывала ущелье от врагов Сулахат. Короче, виды неописуемые…

После того, как добрались до ночевок и пообедали, начался мой кошмар. Я впервые за сборы надел ботинки (пластики, которые на 4 размера больше, чем у меня нога) и отправился на ледовые занятия. Ноги в ботинках ездили, кошки спадали, и ничего не получалось. Ко всему этому, зашло солнце, и мое ухо, которое вчера кусали осы, а во время подхода горело на солнце, теперь еще и замерзло. А, вернувшись на ночевки еще пришлось готовить бомж-пакеты на ужин.

Ужасный день.

20 июля

Снежные занятия прошли более интересно, по крайней мере, для меня. Топтали ступени, организовывали станции, учились зарубаться, ну и, конечно, периодически тупили – как же без этого…
После обеда собрали лагерь и двинулись домой. Через 100 метров после выхода у меня потек радиатор, и я понял, что мой организм ни фига не понимает, что с ним происходит, и куда он попал – то высота за 3000м, то ледяной холод, то тропическая жара. Кое-как догнал группу, передохнул и больше старался не отставать, а после того, как «поломался» инструктор, вообще все прошло.
После спуска в Домбай сбегали с Серегой за нарзаном, который, к нашему счастью, в этот день еще подавал признаки жизни (в смысле подавал признаки жизни нарзан, с Серегой все было хорошо).

А вечером разрядники перешептывались о том, что «новички» - маньяки: вчера после подхода сразу на занятия, а сегодня после 6 часов занятий еще и домой вернулись. Короче, они сумасшедшие, и толку от них не будет.

21 июля

Отдыхаем, стираемся, сушимся, отъедаемся. У всех слегка подавленное настроение – два отделения остались без инструкторов – если идти с одним Карповым, он же всем мозг расплавит… Несмотря на это, народ потихоньку изучает описание единички на Софруджу.

22 июля

Утром, когда уже все изучили описание на Софруджу, было объявлено о том, что сегодня после обеда пойдем под Семенова-Баши, т.к. подход на Софруджу сложнее, чем маршрут, и наш инструктор не сможет его преодолеть.

Я обрадовался, что мы все-таки идем, и что впереди - не снежно-ледовый маршрут, а скальный, и мне можно не брать эти чертовы ботинки, а идти в трекинговых…

Что было дальше, у Женька написано. Правда, не знаю, что за ужин был у отделения Ерохина, но мы жрали из одной миски сухие бомж-пакеты с тушенкой и халвой, запивая это всё безобразие чаем. Все были довольны.

23 июля

На Семенова шли, как написано в описании – после кулуара на гребень и обходить жандармы справа. В итоге шли непонятно где... Из-под ног все вылетало, из-под рук тоже. Не смотря на все трудности, добрались до вершины (для некоторых это факт оказался сюрпризом – наверное, им понравилось идти по сыпухе, и хотели двигаться дальше…)

На вершине оказалось, что никто не хочет кушать, потому что нет воды. И самое обидное, что нечего фотографировать, потому что вокруг туман. Оставив банку рыбных консервов дружественному отделению (это потом стало традицией), мы двинулись вниз, но не по пути подъема, а по тропе, которая больше напоминала единичку, чем наш маршрут. Ходят слухи, что эту тропу натоптал Миша Русаков, который по утрам прибегает сюда размяться и посмотреть погоду в районе…

Немного отдохнув и перекусив, побежали в Домбай. Вместо праздничного ужина, кто хотел, схомячил по яичнице, и все разошлись спать. Я посчитал, что это не правильно и присоединился к отделению Карпова, которое гуляло до середины ночи.

24 июля

Отдых, стирка, сушка, лечение ран, празднование дня рождения Наташи.

25 июля

Самый легкий подход. Всё началось с того, что нас встретил нормальный лесник, который без особых уговоров сделал 50% скидку. Дальше солидарен с Женьком, единственное, что река, которая преградила путь, - вовсе не страшная…

26 июля

Впервые наше отделение вышло позже отделения Карпова, но через полчаса нам вновь пришлось искать дорогу самим, т.к. коллеги решили отдохнуть, и мы их обогнали. Шли строго по описанию - вверх по альпийским лугам, через бараньи лбы, по зеленому кулуару, вверх по средней осыпи. Все нормально, всё сходится, поднялись уже вверх по средней осыпи и решили сопоставить рельеф с картинкой – и тут всё сходится, только между нами и тем, что на картинке - пропасть… Решили через пропасть не перебираться, а немного спуститься вниз и подождать Анатолия, у которого была книга с описанием. Через 20 минут обсуждений было принято решение вырвать страницу с описанием из книги и выбросить в пропасть, после чего продолжить маршрут по нормальному пути. Нашли и жандармов, и тропу. На этом маршруте даже лазанья было немного, но поскольку оно было простое, Лена Назарова, которая шла впереди, искала пути посложнее, и очень часто ей это удавалось хорошо. Пока мы рубились по внутренним углам, Владимир Юрьевич обходил это безобразие по полкам и ждал наверху. Вылезли, увидели панораму всего Кавказа, над которым возвышался Эльбрус. Все ахнули, но ахать оказалось рано – нужно было еще километр идти по щебеночному гребню…
На вершине перекусили, поняли, что никто не взял фотоаппарат, по традиции открыли банку консервов, оставили коллегам и ушли вниз.
От ночевок до лагеря было часа три ходу, поэтому очень хотелось вернуться домой и наконец-то вылечить простуду, но когда инструктор сказал, что еще одна ночь на Птышских ночевках для него принципиальна, большая часть нашего отделения решила не расстраивать Владимира Юрьевича и осталась с ним.

27 июля

Утром никто из оставшихся не пожалел о содеянном. Позавтракали и по отличной погоде (которая еще ни разу не вмешивалась в наши планы) пошли в лагерь.
Описанное Женьком действо вечером поддержали не все, и многие после торжественных проводов отъезжающих, пошли готовиться к следующему дню.

28 июля

Отправились в сторону Турьего озера. Началось всё просто замечательно – доехали до Алибека, не возникло никаких проблем ни с лесниками, ни с пограничниками (кстати, пограничный «медвежонок» оказался в душе ребенком, и с радостью бегал за бревном, которое ему бросали мужики вдвоем). Наконец-то, меня ткнули носом и сказали - вот он - гордый красавец-Эрцог. Под дождем поставили лагерь, и при этом почти не вымокли, но, когда дождь закончился, я вышел из палатки и поскользнулся на мокром камне, после чего это место мне уже не нравилось. Долбанулся рукой, ногой и, судя по всему, спиной…

29 июля

Самый ужасный день в году. Проснулся с мыслью о том, что лучше было бы не просыпаться. Тяжело дышать – на каждом вдохе спина болит так, что описать нельзя. Кое-как разобрал палатку, собрал рюкзак, и тут подбежал Серега с приветом от тех, кто нас покинул – в руках у него был мешок с тушенкой. Я проклял и Серегу, и тушенку, и тех, кто ее тащил досюда, но все-таки запихал это счастье в рюкзак.

Дальше было кусто-древолазание под палящим солнцем. Когда выбрались на более-менее нормальную тропу, идти все равно не мог – останавливался на каждый третий шаг и пытался дышать, не давала жить спина.

Добравшись до ночевок, поставил палатку и лег замертво до тех пор, пока мне не принесли в постель миску супа.

Единственное, что было в этот день хорошего, - это то, что мы заценили, что оптимальный состав отделения – 5-6 человек. Во время дождя всё отделение поместилось в одну палатку, где поужинали и обсудили планы, а на чаепитие в одной палатке уже оказалось два отделения в полных составах.

30 июля

Утром вышли полностью переформированными отделениями и отправились на поиски мульды, мимо которой нужно было идти по описанию. Так и не поняли, где она находиться, но начало маршрута все-таки нашли без проблем. На маршруте девушки ломили вперед как кони с упорностью баранов. Мы с Женьком пытались удержать свои связки.

Маршрут был логичный, все время по гребню, но все равно хочется высказать очередное «кю» составителям описания. Там написано, что ключевой участок – мокрая стенка, но на самом деле та мокрая стенка вся в полках и проходится пешком, а вот за 30 метров до нее есть сухая стенка, на которой на всякий случай мы повесили перила.

После вершины были самые интересные моменты всех сборов – мы 6 часов блуждали по разорванному леднику. Там отработали и передвижение по льду без кошек, и прохождение больших трещин, и прыжки через небольшие, и глиссирование по снежным склонам, и, самое главное, усвоили народную мудрость – зарубился сам, заруби товарища. В моменты, когда никто не знал, куда идти дальше, а такие моменты возникали каждые 15 минут, Женек всех успокаивал, что скоро пойдут лавины, но боятся их не надо, потому что он был на лекции Макса Панкова и теперь ему не страшна ни одна лавина… А между тем, за перегибом за камнепадом ревел камнепад…
После того, как прилетела туча и закрыла солнце, все стали замерзать, вдруг, мы увидели перед собой черную фигуру, которая махала рукой и звала за собой. К нашему счастью, «черным альпинистом» оказался Рустам, который прибежал нас встречать. Тут мы усвоили очередную истину – если встретил в горах черного альпиниста, сначала удостоверься, что он свой человек, а не тот самый «черный альпинист», который заводит всех в пропасть…

31 июля

В день отдыха мы поняли, что плохо кормили инструктора, и он испортился – у Владимира Юрьевича заболела нога и весь день он провел в палатке. 4 человека сходило за кошками, Рустам занялся соловосходятельством на Джаловчат и Эрцог, где поснимал записки, а своих не оставил. Остальные лечили мозоли и загорали. Вечером, во время града, было принято окончательное решение двигаться вниз, хотя по плану была еще одна гора. Не судьба…

1 августа

Утро началось с закапывания проклятой мною тушенки под камень. Было зарыто не менее 10 банок тушенки и еще всего по мелочам…

Потом был спуск, описанный у Женька. Остается добавить лишь то, что пока мы спускались в Алибек, соловосходятель Рустам сбегал на пик Квадратный и догнал нас.

2 августа

От нечего делать, пошли с Костяном, - которому от меня выражается огромный респект за ботинки и БДшные кошки, в которых я ходил на 2Б - если б не его снаряга, я бы сейчас это не писал, - вверх с мыслями добраться до «тарелки», да и просто напоследок полюбоваться районом. Прошли вторую очередь канатки и приняли решение спускаться вниз, т.к. из-за Сулахат показалась огромная туча. За 50р. сели на креселку и поехали вниз – все дрожит, шатается, вот-вот развалится. И вдруг, Костян еще крепче вцепился в поручни и с ужасом в голосе сообщил о том, что кирпич летит. Я сначала не понял, откуда тут могут взяться кирпичи, а потом заметил, нам на встречу несется старший тренер сборов Николай Кирпичев. Благополучно разминулись и вернулись домой…

3 августа

Проводили тех, кто уезжал, а перед обедом, во время наведения порядка в комнате отъехавшего Карпова, нашли записку, в которой Вова Орлов (знатный петросян) утверждал, что никого не винит в своей смерти. Проведя расследование, в котором приняли участие все, кто был в «Горянке», Дима Морозов поклялся, что при следующей встрече с Вовой, он его убьет, а на теле оставит его же записку, в которой написано, что виновных тут нет…

4 августа

Невинномысск понравился больше, чем Черкесск. Напрягало лишь то, что даже после захода солнца температура воздуха не опускалась ниже 32 С. Самой счастливой оказалась Катька, которой удалось помыть голову и наделать на волосах кучу завитушек, с которыми боролась полвечера, хотя не такие они и страшные…

Потом был поезд, Москва, вокзал, дом…

Говорят, что задача инструктора на начальном этапе заключается в том, чтобы отбить желание у своих подопечных возвращаться в горы. Я считаю, что в этом году инструкторы справились со своей задачей – мне не хотелось возвращаться в горы по одной только причине – мне просто не хотелось оттуда уезжать…

ОБСУДИТЬ ДНЕВНИК НА ФОРУМЕ

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться -->