Альпклуб МАИ
     
 

Главная / очерки / ...

Дневник Домбайских сборов. Отделение Н.С. Кирпичева

Автор: Андрей Гушанов

Спохватился я поздно. "Списки пограничникам я уже отправила, и отделения третьеразрядников сформированы полностью. Инструктора кончились", - написала Ксения. Решил, что поеду все равно, к какому-нибудь отделению, да прибьюсь. Билет удалось купить в тот же вагон, в котором едут все. В этом вагоне вообще никто после покупки билетов маевцами ехать еще не решился.

Рекомендация Волкова, видимо, сделала свое дело, и Коля Кирпичев взял меня в свое отделение. За 2 дня до отъезда. Вместе с ним нас семеро.

День -1.
Отъезд.

Загрузились. Поехали. В течение часа наблюдал хаотическое перемещение людей и груза по вагону. Сторонние пассажиры недоумевали и тихо матерились. Толя Карпов раздал ценные указания, и всё успокоилось.

В сборах участвуют 36 человек. Знаю я из них двоих, ходить с ними не планирую. По дороге оказалось, знакомые еще есть. "Вы тоже с нами едете?", - спросила девушка, сидящая напротив. Показалось, что давно с ней знаком, хотя в горах вроде бы вместе не были. Катя Молоткова. Надеюсь, "Вы" - ненадолго. Еще обнаружился Глеб Годлевский, с которым мы были в Узунколе, 7 лет назад.

Тула (или Рязань?), пиво. Сборы начались.

Знакомлюсь с отделением. Оказалось, Андрей Баскаков не поехал, и нас шестеро. Выясняем, какие продукты нужно докупить. Обсуждаем, где. Как впоследствии оказалось - напрасно. Выясняются спортивные планы. Есть по крайней мере один человек, настроенный весьма решительно. "4Б". Или мне показалось?

День 0.
Поезд.

Поезд. Развлекались с Ксенией поиском в Интернете категории и точного названия пройденного в прошлом году маршрута на п. Данелайтиса (или Чюрлёниса? опять забыл). Нашли. Записали в книжку. Так и день прошел.

Приехали в Невинномысск. Разгрузились за 5 минут. Можно было бы и быстрее, если б было нужно. Остановка 20 минут.

Пошел дождь, но автобус уже приехал. Приятно. Погрузились в автобус. Оказалось, что планы водителя не совпадают с нашими. Драйвер решения менять не захотел, предпочел отдать деньгами. Заехать за продуктами по дороге в Домбай не получится, кому-то придется завтра ехать на рынок.

Приехали в Домбай. До гостиницы автобус подняться не может, ночуем в нем.

День 1.
Домбай.

Утром приехала шишига, погрузили в нее рюкзаки, сами пошли пешком. Я один рюкзак себе оставил - пора привыкать. Поселились. Коля - в комнате инструкторов, мы пятеро - в одной четырехместной. Димка будет спать на полу. Димка с Женькой съездили за продуктами. Сходили наверх погулять. Туман, насколько поднялись - непонятно.

Перманентное обсуждение планов. Первый выход - только на занятия? Или еще и на гору? Или сразу на две? И куда?

День 2.
Скальные занятия.

Выход на скальные занятия к "даче ФСБ". Дождя нет, но скалы мокрые. Решили отрабатывать взаимодействие связок. Нашли стенку, чтоб скучно не было. Скучно не было - удалось пролезть ее только до половины. Вспомнил, как это - лезть с нижней страховкой. Потом зашли сбоку и сбросили веревку сверху. Жумарили, дюльферяли. Решил, что жумарить мне на маршрутах не стоит - надо лезть, где хоть как-то можно пролезть. Так оно и получилось, жумарить не пришлось. Над стеной была прекрасная площадка, на которой можно было бы отработать то, ради чего мы пришли - взаимодействие связок. Однако ФСБ против. Пришлось топтаться внизу, в лужах. Однако цель достигнута, делаем все автоматически, думать не надо.

Вечером ходил на КСП, Русаков объяснил, что такое - "выпуститься у спасателей", потренировался. Коля завтра подпись поставит. Изучаю 2б на п. Кап по кспшным описаниям - текст тот же, что и в недавно изданной книге "Вершины Домбая", но есть фотографии, и схемы более подробные.

День 3.
Подход на Капские ночевки.

Вышли утром. Идется подозрительно хорошо, ничего хорошего это не предвещает. На середине Медвежьей тропы завод кончился, дальше еле иду. Доходим до ночевок. В описании в книге ночевать предлагается здесь, но до языка ледника мы еще не дошли, и в кспшных описаниях на схеме есть ночевки выше. Идем дальше. Поднялись часам к 5ти. Снежные и ледовые занятия придется проводить завтра. Обсуждаем все же вариант: завтра гора, а послезавтра - занятия. Коля сказал "разбудите меня завтра в 5, тогда и решим".

День 4.
Ледовые занятия.

Я дежурный. Бужу Колю, он говорит "иди, спроси что Женька думает". Спрашиваю. "Мне все равно, могу завтра на гору, могу сегодня", - отвечает Женька. "Тогда завтра", - говорит Коля и продолжает спать.

Вышли на ледовые занятия. Лед, как лед. Ходили, рубили ступеньки, крутили буры, работали связками. Радуюсь новым кошкам. И почему я их раньше не купил? И в прошлом году не тормозил бы. Между делом состоялась дискуссия о допустимых способах нагружения различных узлов. Нынешнего инструктора мне переубедить не удалось.

День 5.
2Б п. Кап.

Вышли на час позже дружественного отделения Ксении. За завтраком наблюдали их передвижение на подходе к основной части маршрута. Хорошо идут, кучно.

Выходим. Минут через 15 взошло солнце, становится жарко. Растягиваемся - каждый идет, как хочет. Через час на седловине. Леха и Катя связываются, Димка и Женька - нет. Мы с Колей (мы в одной связке) решаем, что рано. Впереди начинает маячить отделение Ксении. Почему они еще не наверху? Начинается лазание, тоже связываемся. Вешаем перила.

Леха догоняет и пытается обогнать дружественное (пока еще) отделение. Поднимаемся я и Коля. Бурная и эмоциональная дискуссия о допустимых способах взаимодействия двух отделений на маршруте. Пытаюсь не участвовать. По-моему, не место и не время. Дело кончается тем, что нас пропускают. Доходим по гребню до провала. Вспоминаем слова Русакова о том, что на маршруте отвалилась полка, надо дюльферять вправо и идти ниже гребня, вернуться на него перед самой предвершинной башней. Дюльферяю. Камни сверху летят точно к месту спуска на полку. Ухожу и уношу с собой конец веревки. Полки, снежник, башня. Все, как говорил Русаков и как написано в книге. Очередной сеанс связи застал под башней. С МАИ-2, МАИ-3 связались, МАИ-1 (уже не дружественное отделение) на связь не выходит. Пошли смотреть. Гребень видим, людей - нет. А 20 минут назад - видели. Тишина. Пытаемся кричать - нет ответа, на связь не выходят. Мы на нервах. Просим МАИ-2 оставаться на связи, назначаем дополнительную связь через час. Поднимаемся на вершину. Связь. МАИ-2 говорит, что МАИ-1 просто забыли выйти на связь. Блин.

Начали спускаться. Про спуск книга говорила одно, Русаков - другое. Мы нашли еще вариант, самый худший, наверное. С дюльфером на бараньих лбах.

Ну, да ладно. Сходили.

На стоянках оживленно - поднялись значки с новичками. Было два свободных места под палатки, но они разместились все. Как?!

Вечером был разбор. Решили, что дружественное отделение мы обидели зря.

День 6.
Спуск.

Вчера кто-то решил, что утром выходим в 9. Я вроде не возражал. Зря. Утром стало понятно, что торопиться не хочется. Зачем? Прошу не ждать меня. Инструктор не согласен, выхожу вместе со всеми. По дороге встретились пограничники на машине. Спросили, есть ли пропуска. Удовлетворившись ответом "есть", поехали дальше.

Вечером пошли к "Зуле". Колю не взяли. No comment.

День 7.
Расплата.

Коля ходит в темных очках, грустный и злой. Карпов проводит с нами беседу. Внимаем. Вроде бы завтра выходим.

День 8.
Подход на Собачьи ночевки.

Собираюсь с мыслью, что хуже прошлого подхода тропы быть не может. Ан нет. Может. Там я хотя бы всегда был уверен, что залезть удастся. Сегодня - не всегда. А вот акклиматизация уже начинается, идти тяжело, но можно. На ночевках - никого. Выбираем лучшие места для палатки. Как оказалось впоследствии, нам повезло. Через несколько дней был аншлаг.

День 9.
3А Белалакая Малая.

Вышли на ледник не совсем удачно - пришлось повесить пару лишних веревок. Дошли до перевала, связались, прошли веревку - поднялся туман. Ждем. Холодно, туман не рассеивается и уже 9 часов. Вниз. Отделение Ксении и связываться не стало.

День 10.
3А Белалакая Малая - 2.

Ледник прошли быстрее, чем вчера - часть железа уже наверху, и путь нашли лучший. В этот раз маршрут прошли по описанию. На спуске восхитился интуицией Коли - внезапно поднявшись немного и уйдя в сторону он нашел петлю, с которой мы дюльфернули прямо на ледник. В 17 были у палаток. Катя Трофимова закрыла 2ой разряд. Поздравляем.

18 часов. Связь. Поднимается туман. Дружественное отделение, спускающееся с 3А на Белалакаю, еще и на ледник не вышло. Назначаем дополнительную связь через час. Они спустились на перевал, идут вниз. Потеряли следы, натоптанные утром. Туман ... Топчутся на леднике, натыкаются на трещины. Готовятся к холодной - они сегодня тент не взяли. А вот вчера он у них был. Наконец, находят проход между трещинами, спускаются. 23.00. Нам завтра на гору...

День 11.
Не гора.

Утром стало понятно, что на гору мы сегодня не пойдем. Димка и Леха идут вниз за продуктами. Мы с Колей идем осматривать подход под 3Б на Белалакаю. Осмотрели. Решили, что ночевки переносить не надо, на 3Б пойдем с Собачьих. Иду встречать Димку с Лехой. Леха мне приносит бумажные платки. Вот счастье-то. Насморк уже замучил. А ведь я Леху даже и не просил.

Позвонил на работу, продлил отпуск на неделю. Если бы не получилось - пришлось бы сегодня спускаться в Домбай и уезжать.

День 12.
3А Белалакая.

На гору Леха не пошел. Заболел. Ледник нам уже как родной. Проскочили не задумываясь. Маршрут пытались идти по описанию. Написано же - "второй жандарм проходится в лоб". Так я и шел. Правда, какой-то он большой оказался. Лезешь, лезешь - а он все не кончается. Вот когда он кончился - я ушел влево, как в описании. Нет, я, конечно, прошел немного выше - там такой приятный внутренний угол, есть где полазать. И пробит весь. Но вспомнив, что решили идти по описанию, вернулся, потому как на 3А таких участков быть не может. Позавчерашнее возвращение дружественного отделения кое-кого напугала, и было принято решение в 14.00 начинать спуск, где бы мы не находились. В некоторый момент стало понятно, что всей группой подняться на вершину мы не успеем. Обсуждаю с Колей возможность подняться только мне с Димкой, он вроде соглашается, спрашивает, есть ли ручка и бумага для записки. Поднимается Димка, выпускаю его вперед, выхожу сам. Сзади раздаются крики: "выходите на гребень и сразу назад, на вершину не ходите". Отделываюсь междометиями. Бежим, глядя на часы. Выходим на гребень, проходим веревку... Оказывается, мы на жандарме. Перед нами провал. Впереди еще один жандарм, дальше бегом. Ничего сложного, но на часах - 13.40. Назад шли медленно.

У палаток в 21.00. Дружественное отделение спустилось с 3А Белалакаи Малой и убежало в Домбай.

День 13.
Отдых.

Утром Катя Трофимова ушла вниз - уезжала в Узункол.

Что делали - не помню.

День 14.
3Б Белалакая.

Зашли на маршрут не вполне удачно - в некоторый момент ушли с левого скального склона кулуара в его центр, сбросив высоту. Потом оказалось, что зря - с левого склона прекрасно заходится на маршрут. Маршрут странный - очень долго шли не связываясь, по широким полкам. Этот маршрут тоже пытался пройти по описанию, но меня несколько раз сдергивали, говорили - не туда лезу. Но вроде коллективно правильный путь нашли. Улетел Димкин рюкзак. Что там случилось - так до конца и не понял. Видел уходящий вниз рюкзак. Мысли были - "только бы он один". Поднялся Леха, сказал, что все целы. Идем дальше.

Вершина. Торопимся вниз, опять вспоминая туман и ледник. Решаем спускаться не по 3А, а дюльферять по кулуарам. Долго и нудно дюльферяем. Пропускаем момент, когда нужно уйти направо, дюльферяем дальше. Начинается град, потом дождь. Град тает и по нашему кулуару течет ручей. Каньонинг, блин. На связи просим отделение Ксении, которое поднимается из Домбая, принести нам на ледник два ледоруба вместо утерянных с рюкзаком. Иначе нам грозит ночевка на леднике.

Нас догоняет солист. Знакомимся, дальше спускаемся вместе. Дюльферяем в рантклюфт. В нем красиво, а вот выбираться не очень удобно. Пришел Митяй, принес ледорубы, повесил веревку через трещину на леднике (у нас и кошек не было). Митяй, спасибо тебе!

К палаткам пришли в 21.00. С соседней стоянки подошли люди на грани истерики, у нас, говорят, люди с Софруджу не вернулись. Митяй показал им, как обращаться с рацией. Связались. У тех все нормально, насколько может быть нормально при холодной ночевке.

День 15.
Спуск в Домбай.

Коля и Леха утром убежали вниз. Димка и Женька пошли искать рюкзак. "Поверху". Веревку взяли, железо на системы навесили... Я пошел смотреть снизу. Под маршрутом людей нет, рюкзака не видно. Звоню Димке - они возвращаются к палаткам, дальнейшие планы неясны. Оставляю им рацию и иду вниз.

Навстречу непрерывным потоком идут люди. Оставляю каждой группе номер димкиного телефона на случай обнаружения рюкзака. Уже на подходе к лесу встречаю группу туристов, которые, отчаянно жестикулируя, показывают, что нужно уйти с протоптанной в снежнике тропы на скалы. Не обращая внимания, подхожу к ним. Оказалось, они только что видели, как где-то от снежника отвалилась большая глыба...

Спуск с Собачьих ночевок занял ровно столько же времени, сколько и подъем на них. Симптом. Какое же это счастье – душ! И пиво. И еще Катя яичницей накормила.

Вечером спустились Женька с Димкой.

День 16.
Перемены.

Утром был разбор. Женьке надо было получать справку об утерянном вместе с рюкзаком паспортом. Димка из солидарности тоже на гору больше идти не хотел. Отделение развалилось. В отделении Ксении в строю тоже осталось только 2 бойца кроме нее: Митяй и Настя. Решил пойти к ним. Взяли. Потом оказалось, что нас уже шестеро: + Карпов и Юля. Пока обсуждали выход, стало ясно, что сегодня выходить уже поздно. Карпов говорил 1 час 40 минут.

День 17.
Выход на Птышские ночевки.

Как я люблю тропу на Птышские ночевки! Никаких стенок, никаких изматывающих подъемов. Рядом с нами поднимался странный человек. По виду - сумасшедший. У водопадов его приняли пограничники: документов у него не было.

Всю дорогу меня преследовала мысль: а не забыли ли мы часть газа. Забыли. Половину. Очередной монолог Карпова. Внимали, прониклись. На седловину не пошли, остались на Верхних Птышских ночевках. Вечером стало понятно, что что-то со мной не так. Наверное, одного дня отдыха после 8 дней на Собачьих ночевках не хватило.

День 18.
3Б Домбай Главный.

Долго и нудно шли на седловину. Бараньи лбы, ледник, осыпи. В 9 еще не дошли. В голосе Коли на связи слышалась некоторая настороженность. А ведь он может нас вернуть с маршрута в любой момент... На седловине мне показалось, что дальше я идти не могу. Однако 15 минут отдыха сделали свое дело. Оставили практически все на седловине, вроде теперь идти можно.

Маршрут оказался несложный, только два участка по 15 метров, на которых действительно нужно лезть. Правда, выпавший вчера град частично растаял и потом снова замерз, так что западный склон гребня, где нужно было идти, оказался покрыт местами коркой льда, а местами - тонким слоем воды. Приходилось уходить временами на восточный склон, что увеличило количество участков с лазанием. В некоторый момент подъема встретили уже спускающихся с вершины Карпова с Митяем. Прикольно, как сказала бы Катя Трофимова. В 12 Коля строго вопрошал, где мы находимся. Сказал, что прошли больше половины от седловины. Указания спускаться не последовало, идем дальше (про этот маршрут спасатели на КСП говорили, что холодная на нем ловится на раз. Правда, когда выпускались - не отговаривали).

На вершине оказались неожиданно, я думал, что она еще далеко. Спуск - дюльфера в полверевки... С востока начал подниматься туман, но, доходя до седловины, рассеивался. Нам везет. Бежим вниз, размышляя, залил ли дождь палатку, тент от которой мы носили с собой (не залил). У палаток в 21. Всё. Последняя в этом выезде гора.

День 19.
Спуск в Домбай.

Ничем не примечательный спуск, только пограничники почему-то злые были. Опять порадовался тропе. Днем пошел дождь и шел до ночи. В кабак мы так и не пошли. Вечером был камин и песни под гитару. Как славно спалось под треск поленьев и гитарные аккорды!

День 20.
Отъезд.

Отъезд как отъезд, если бы не извещение о записке в шкафу. Да... Но об этом без меня. Принесли димкин рюкзак. Теперь у Женьки будет два паспорта.

 

Вот, в общем-то, и все. Хорошие были сборы. Погода наши планы практически не поменяла. И сходили, сколько смогли.

Когда ехал - были некоторые опасения: что за люди, с которыми буду ходить в горы? Почти никого не знаю. Иногда знакомые-то такое выкинут, что хоть стой, хоть падай... А тут совершенно неизвестные мне люди. Оказалось, напрасно опасался. Всякое, конечно, было, и на маршрутах много друг на друга кричали. Но я бы в таком составе еще раз в горы поехал.

ОБСУДИТЬ ДНЕВНИК НА ФОРУМЕ

 
Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться -->
или
 
--> Зарегистрироваться <--
   

    




Подписаться на новости
 
Camp Russia
Скалолазный центр BigWall на Савеловской
Simond

         
  © 1996–2024 Альпклуб МАИ